payday loans

Ваганов В.А.

IMG_20161205_133953m

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Последним романтикам ушедшего века 
К 60-летию производства в офицеры


Минуло больше, чем полвека
Но жив наш дружеский союз!
Нас стало меньше, - это минус,
Но собрались мы – это плюс!

Как офицеры и мужчины
Всю жизнь несли тяжёлый груз.
Не всё сбылось, чего хотели,
Но есть надежда, - это плюс!

Радикулит томит мне спину,
От медиков не отвернусь.
Что ход сбавляем, - это минус,
Без костылей, - бесспорный плюс!

О судьбах атомного флота
Я с другом мыслями делюсь.
Маразм мешает – это минус,
Спасает юмор – это плюс!

Нам юности светла картина
Морского братства сладкий вкус!
Что форму сняли, - это минус,
Но что верны ей, - это плюс.

ветеран подводного флота орденоносец капитан 1 ранга Ваганов В.А.
Обновлено ( 08.07.2017 10:05 )
 
110-летию со дня рождения академика И.В.Курчатова
(по воспоминаниям президента Президиума АН СССР Академика А.П. Александрова)
Игорь Васильевич Курчатов родился 12 января 1903 года в семье землемера. В 1923 году досрочно окончил Крымский университет. С 1925 года начал работать в Ленинградском физико-техническом институте под руководством академика А.Ф. Иоффе. После открытия нейтрона в 1932 году в мире резко возрос интерес к ядерной физике, и в этом же году Курчатов переключает руководимую им лабораторию на исследования в этой области.
В 1935 году Курчатовым было открыто весьма важное явление ядерной изометрии. В 1940 году под его руководством Г.Н.Флеров и К.А. Петержак выполнили исследования, которые привели к замечательному открытию самопроизвольного деления ядер урана. «Вспоминая те далекие годы, - пишет Александров, – отчетливо представляешь себе ту роль, которую сыграл Курчатов в развитии ядерной физики и как выдающийся ученый, и как необычайно талантливый организатор. Он обладал удивительным и редким даром объединения людей. Это была отличительная черта его характера. Он был необычайно собран и любое дело выполнял с полной отдачей сил, добросовестно и внимательно». Увлеченность, целеустремленность и организованность, умение найти каждому из коллег дело по плечу, заинтересовать, и в то же время побудить трудиться в полную силу сразу определили место Курчатова в организации исследований в области ядерной физики.
После того, как осенью 1938 года было открыто деление ядра урана под действием нейтронов, стало очевидным, что в принципе возможно осуществление самоподдерживающейся ядерной цепной реакции с выделением колоссальной энергии.
У советских физиков уже весной 1939 года было ясное понимание значения проблемы, и ряд выполненных теоретических и экспериментальных работ позволил Курчатову поставить вопрос о военном значении исследований по делению урана и необходимости их быстрейшего развития.
Вскоре началась Великая Отечественная война. Значительная часть научных сотрудников оказалась в армии или переключилась на выполнение военных заданий. В частности, И.В. Курчатов сосредоточился на противоминной защите кораблей.
Тем временем, в фашистской Германии велись исследования в области урановой проблемы. Стало также известно, что в США в обстановке строжайшей секретности ведется работа над созданием ядерного оружия. 11 февраля 1943 года И.В.Курчатов был назначен научным руководителем урановой проблемы. Работы сразу развернулись широким фронтом. Летом 1945 года поступили сведения об испытаниях в США атомной бомбы, о ее ужасающей разрушительной силе. За этим последовали взрывы в Хиросиме и Нагасаки. Началась «холодная война». Стало очевидным, что необходимо принять срочные меры к ликвидации монополии США на ядерное оружие. Это сознание  стало главной движущей силой дальнейшего развития работ. Масштаб же задачи был колоссальным. Геологам нужно было обнаружить месторождения урана, горнякам наладить его добычу и извлечение руд, химикам и металлургам – освоить химию урана, получить и исследовать этот металл. Следовало наладить производство сверхчистого графита, разработать методику анализа различных веществ, создать производство и технологию разделения изотопов урана, выделения плутония. Наконец, было необходимо изучить законы цепной реакции взрыва ядерного оружия. И все это сделать в стране, пережившей тяжелейшую в мировой истории войну. Не было более подходящего человека на роль научного руководителя разработки урановой проблемы, чем И.В.Курчатов. Он был не только величайшим авторитетом в науке и талантливым организатором, блестящим экспериментатором, но и удивительно доброжелательным человеком. С ним всегда было радостно работать.
25 декабря 1946 года И.В.Курчатов вместе со своими сотрудниками впервые на континенте Европы и Азии осуществил в первом уран-графитовом реакторе цепную реакцию деления урана и получил несколько десятков микрограммов оружейного плутония, что дало возможность радиохимикам практически создать химию плутония и спроектировать предприятия для его извлечения. Металлурги выделили металлический плутоний, определили его свойства и создали металлургию плутония. Так из атомной науки начала рождаться атомная промышленность Страны Советов. 29 августа 1945 года под руководством И.В.Курчатова было успешно проведено первое испытание атомной бомбы. Все возрастающая мощность атомных бомб, развитие теории взрыва, подробное  изучение происходящих при взрыве явлений дали возможность физикам-теоретикам обосновать идею создания термоядерного оружия и 12 августа 1953 года под руководством И.В.Курчатова состоялись его испытания.
Атомный щит нашей страны был успешно создан. Нападение на Советский Союз с использованием ядерного оружия стало бы равносильно самоубийству. «Я помню, - вспоминает Александров, - как глубоко переживал И.В.Курчатов, когда осмыслил результаты первых испытаний термоядерного  оружия. Он говорил тогда: «Нельзя допустить, чтобы это оружие начали применять».
Еще при жизни И.В.Курчатова был спущен на воду первый атомный ледокол «Ленин», разработку и сооружение которого он горячо поддерживал, предугадав большое будущее атомного флота.
И.В.Курчатов предвидел широкое развитие атомной науки и использование ее достижений во многих областях техники. Именно  он выступил инициатором  создания научных центров с ускорителями и реакторами во многих республиках нашей страны.
Академик Курчатов прожил замечательную жизнь, он внес огромный вклад в решение грандиозных задач современности – использования атомной энергии для обороны страны и в интересах мира и созидания. Скончался Игорь Васильевич 7 февраля 1960 года. Слава великому ученому нашей страны и вечный покой!
Материал подготовил В.А.Ваганов – командир атомной подводной лодки «К-19»

110-летию со дня рождения академика И.В.Курчатова

(по воспоминаниям президента Президиума АН СССР Академика А.П. Александрова)

100letИгорь Васильевич Курчатов родился 12 января 1903 года в семье землемера. В 1923 году досрочно окончил Крымский университет. С 1925 года начал работать в Ленинградском физико-техническом институте под руководством академика А.Ф. Иоффе. После открытия нейтрона в 1932 году в мире резко возрос интерес к ядерной физике, и в этом же году Курчатов переключает руководимую им лабораторию на исследования в этой области.

В 1935 году Курчатовым было открыто весьма важное явление ядерной изометрии. В 1940 году под его руководством Г.Н.Флеров и К.А. Петержак выполнили исследования, которые привели к замечательному открытию самопроизвольного деления ядер урана. «Вспоминая те далекие годы, - пишет Александров, – отчетливо представляешь себе ту роль, которую сыграл Курчатов в развитии ядерной физики и как выдающийся ученый, и как необычайно талантливый организатор. Он обладал удивительным и редким даром объединения людей. Это была отличительная черта его характера. Он был необычайно собран и любое дело выполнял с полной отдачей сил, добросовестно и внимательно». Увлеченность, целеустремленность и организованность, умение найти каждому из коллег дело по плечу, заинтересовать, и в то же время побудить трудиться в полную силу сразу определили место Курчатова в организации исследований в области ядерной физики.

 

Обновлено ( 04.09.2013 07:13 )
 

Санкт-Петербург - родина отечественного подводного кораблестроения

Предыстория

Горечь поражения России в Крымской войне (1853 - 1856 гг.) глубокой болью отозвались в сердцах всех сословий русского общества. Многие поняли, что эпоха даже первоклассных парусных судов и триумфальные победы русского флота на Балтике, Черном и Средиземном морях, к сожалению, уходят в прошлое. "Сразу же после войны начинает создаваться новая судостроительная промышленность: Балтийский (1856), Невский судостроительный и механический заводы (1857), Кронштадтский пароходный завод (1858), Путиловский и Обуховский сталелитейные заводы(1862) и др.

В ходе Крымской войны заманчивая идея скрытно подойти к вражескому кораблю и заложить под днище мину замедленного действия, а затем пронаблюдать захватывающее зрелище взрыва и гибели супостата, овладела умами многих талантливых (и не очень) изобретателей России. Из многочисленных проектов подводных лодок, поданных в Морское ведомство, заслуживают внимания: подводная лодка И.Ф. Александровского (1866) и лодка С.К. Джавецкого (1879), которые имели механические двигатели; остальные приводились в движение с помощью мускульной силы экипажа. В 1866 году Александровский продемонстрировал Александру II свою подводную лодку с поршневым двигателем, работающем на сжатом воздухе. Он же годом раньше предложил торпеду, работающую на том же принципе.

ПЛ Джавецкого приводилась в движение в подводном положении уже электромотором, питаемым от аккумуляторной батареи.

 

Обновлено ( 04.09.2013 07:19 )
 

Ваганов В.А. Восемьдесят лет на службе Родине

80let_111 октября исполняется 80 лет со дня вступления в боевой состав Военно-морского флота подводной лодки «Народоволец» — первенца советского подводного кораблестроения, построенной в Ленинграде на Балтийском судостроительном заводе.
В 1994 году на Васильевском острове был открыт музей «Мемориальный комплекс подводной лодки Д-2 ("Народоволец")» — памятник конструкторам и инженерам, ученым и производственникам, героическим советским подводникам. Автору статьи довелось служить на этой подлодке в 1950-1953 годах в должности штурмана и старшего помощника командира.
После революции и гражданской войны состояние флота и судостроительной промышленности было плачевным. В.И. Ленин к восстановлению и строительству флота относился отрицательно. К чести руководства страны, оно не пошло по «ленинскому пути» после смерти вождя. В 1924 году в Военно-морской академии развернулась дискуссия на тему «какой флот нужен стране». Верх взяла «молодая школа», высказавшая мнение о строительстве подводных лодок и надводных кораблей малого водоизмещения - миноносцев и торпедных катеров.
К концу 1926 года Совет труда и обороны утвердил первую шестилетнюю программу кораблестроения, предусматривавшую строительство 12 подлодок, 16 сторожевых катеров и 36 торпедных катеров. 1 ноября 1926 года на Балтийском судостроительном заводе было создано специальное Техническое бюро для проектирования подводных лодок по заказу флота, которое возглавил Б.М. Малинин. По глубине знания конструкций и технологии постройки дореволюционных подводных лодок в тот период ему практически не имелось равных в стране. Перед работниками Техбюро ставилась с виду скромная задача - создать корабль не менее боеспособный, чем современные подводные лодки крупнейших капиталистических государств. И это в обстановке, когда с 1917 года девять лет завод стоял.


80let_2Сегодня кажется невероятным, как небольшой коллектив сумел за четыре месяца спроектировать новый боевой корабль и выполнить закладочные чертежи, а группа опытных мастеров к торжественной процедуре закладки лодок (5 марта 1927 года) сумела выполнить днищевый набор центрального поста всех трех лодок, предоставив возможность СМ. Кирову, главе ленинградских большевиков, вбить в каждую по одной заклепке (до сварки было еще далеко).
К концу 1931 года все три лодки, построенных на Балтийском заводе, вошли в состав Балтийского флота. Создание лодок типа «Декабрист» было подлинным скачком в отечественном подводном кораблестроении. По сравнению с лодками дореволюционной постройки, их дальность хода под водой увеличилась в 5,4 раза; над водой - в 3,6; суммарная масса боезаряда увеличилась в 10 раз; скорость срочного погружения уменьшилась в 6 раз. Лодки типа «Декабрист» явились прототипами для широкого строительства малых, средних, больших и крейсерских подводных лодок, которых к 1941 году построили свыше 200 единиц, из них 82% на заводах Ленинграда.
Репрессии 1936-1939 годов не обошли и командиров подводных лодок. Из ста командиров в 1937 году было репрессировано 51. Был арестован в 1938 году и командир «Народовольца» Л.М. Рейснер, незадолго до этого награжденный высшей государственной наградой. В 1941 году, когда враг подошел к Ленинграду, Мурманску, Севастополю, Одессе, многие подвергшиеся репрессиям понадобились режиму, но большинства из них уже не было в живых...
Как известно, лучшей проверкой качества оружия является война. Подлодка «Народоволец» (командир Р.В. Линдберг), находившаяся к началу войны на Балтийском заводе в ремонте, с открытием навигации 1942 года включилась в боевую деятельность Балтийского флота. В 1942-1945 годах она совершила четыре боевых похода в наиболее удаленную часть Балтийского моря и ни разу не возвращалась без победы.
9 сентября 1952 года И.В. Сталин подписал постановление Совета Министров СССР «О проектировании и строительстве объекта 627» — первой советской атомной подводной лодки проекта 627. Остро встал вопрос об определении автономности проектируемой АПЛ, то есть определении времени непрерывного пребывания людей под водой. Чести участвовать в эксперименте удостоился экипаж «Народовольца», возглавляемый отличным командиром И.М. Хомичем, участником войны на Балтике и инженер-механиком, скромнейшим Н.А. Некрасовым. Старшим помощником на лодке в то время был автор этой статьи.
После небольшого переоборудования и загрузки под завязку патронов регенерации и продуктов питания, подводная лодка легла на грунт на глубине 12 метров близ Кронштадта. Лодке, имевшей подводную автономность 72 часа, предстояло пробыть непрерывно под водой 50-60 суток. Предстояло проверить не только возможность людей выжить в замкнутом объеме длительное время при содержании углекислого газа в атмосфере 1-1,5%, но и их способность безошибочно действовать при управлении сложными механизмами в течение всего времени пребывания под водой. Экипажу лодки удалось продержаться под водой 1420 часов.
Испытания проводились под таким покровом секретности, что это было неизвестно даже многим подводникам. В 1963 году группа подводников из Обнинского учебного атомного центра, приехавшая в Калугу для посещения музея космонавтики им. К.Э. Циолковского, обнаружила на видном месте модель «Народовольца». На недоуменный вопрос, как она сюда попала, экскурсовод объяснил, что для жизнедеятельности человека в космосе в замкнутом объеме опыта, кроме как у подводников, в стране не было.

Владимир Ваганов, капитан 1-го ранга в отставке

Обновлено ( 04.09.2013 07:12 )
 

Народоволец

Санкт-Петербург – родина отечественного подводного кораблестроения

 11 октября 2011 года исполняется 80 лет со дня вступления в боевой состав ВМФ подводной лодки «Народоволец» - первенца советского подводного кораблестроения, которая была построена в СПб на Балтийском судостроительном заводе (1927 – 1931 гг.) умелыми руками наших корабелов.
Отслужив положенный срок ПЛ в 1994 году была поставлена на твердое основание Васильевского острова как вечный памятник конструкторам и инженерам, ученым и производственникам, героическим советским подводникам.
 Автор статьи, служивший на этой ПЛ в 1950 – 1953 гг. в должности штурмана и старшего помощника командира, на широком историческом фоне повествует о выдающейся роли граждан нашего города в становлении и развитии подводных сил России.

Предыстория

Горечь поражения России в Крымской войне (1853 – 1856 гг.) глубокой болью отозвались в сердцах всех сословий русского общества. Многие поняли, что эпоха даже первоклассных парусных судов и триумфальные победы русского флота на Балтике, Черном и Средиземном морях, к сожалению, уходят в прошлое. Сразу же после войны начинает создаваться новая судостроительная промышленность: Балтийский (1856), Невский судостроительный и механический заводы (1857), Кронштадтский пароходный завод (1858), Путиловский и Обуховский сталелитейные заводы(1862) и др.
В ходе Крымской войны заманчивая идея скрытно подойти к вражескому кораблю и заложить под днище мину замедленного действия, а затем пронаблюдать захватывающее зрелище взрыва и гибели супостата, овладела умами многих талантливых (и не очень) изобретателей России. Из многочисленных проектов подводных лодок, поданных в Морское ведомство, заслуживают внимания: подводная лодка И.Ф. Александровского (1866) и лодка С.К. Джавецкого (1879), которые имели механические двигатели; остальные приводились в движение с помощью мускульной силы экипажа. В 1866 году Александровский продемонстрировал Александру II свою подводную лодку с поршневым двигателем, работающем на сжатом воздухе. Он же годом раньше предложил торпеду, работающую на том же принципе.
ПЛ Джавецкого приводилась в движение в подводном положении уже электромотором, питаемым от аккумуляторной батареи.

 

Обновлено ( 04.09.2013 07:16 )
 
Страница 1 из 2