payday loans

Статьи, рассказы и воспоминания



Историческая справка

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

большой подводной лодки К-244 33 дпл 1 ФлПЛ Северного флота

 

1.1. Военно-политическая обстановка во время проектирования и постройки К-244;

значение и состояние атомного подводного флота СССР;

место К-244 в строю кораблей ВМФ

 

Восьмидесятые годы двадцатого века в Новейшей истории известны как время достижения военного паритета в противостоянии блока НАТО и организации стран Варшавского договора. Тот паритет был достигнут ценой колоссальных усилий и затрат советского народа. Лишь это обеспечило мирную жизнь, позволило от гонки вооружений начать переход к существенному сокращению наступательных вооружений.

Тот военный паритет обеспечила возросшая мощь Военно-морского флота СССР и действия его сил. Главной силой ВМФ СССР стали атомные подводные лодки.

 

Военно-политическую обстановку в 70 – 80 годы 20 века определяло противостояние двух держав: СССР и США. Это противостояние эпизодически обострялось.

В 1980 году оно обострилось в связи с вводом советских войск в Афганистан.

Тогда США стремились вернуть себе военное превосходство за счет качества новых видов вооружения, основанного на использовании передовых технологий. В это время в США принята стратегия «компенсирующего противодействия», которая провозгласила необходимость поддержания равновесия с СССР в стратегической области с усилением работ для создания противоракетной обороны (программа СОИ) и при существенном наращивании сил общего назначения.

Военно-морским силам всегда отводилась существенная роль во всех военных и политических планах руководства США, но в 80-е годы значение ВМС возросло.

В те годы была принята программа, согласно которой флот должен иметь 600 боевых кораблей океанской зоны, включающих 15 – 16 авианосных ударных групп, 25 – 30 пларб типа «Огайо», и до 80 пла со стратегическими крылатыми ракетами «Томагавк».

США создали силы быстрого реагирования, где главная роль отведена ВМС. Возросла активность разведывательных и демонстративных действий сил США у берегов СССР, в том числе провокаций, что неминуемо привело к росту числа инцидентов.

После того, как в сентябре 1983 года истребитель ПВО СССР сбил в районе острова Сахалин корейский самолёт - провокатор, администрация США, используя этот повод, развязала против СССР широкомасштабную компанию, назвав нашу Родину «империей зла». Так политики США целенаправленно нагнетали международную напряженность, «раскручивая» и обеспечивая производство оружия и вооружений.

Таким образом, выйдя из Второй мировой войны с огромными потерями, такой ценой победив фашизм, Советский Союз был вынужден принимать ответные меры для защиты от тех, кто в той войне был «союзников».

Среди таких мер главное значение имело усиление Флота.

 

Столь необходимое Советскому Союзу значительное усиление Военно-Морского флота в период 1970 – 1980 годов стало итогом огромной работы во всех составляющих военно-промышленного комплекса страны. Особо значимы в этом стали начимы х и конструкторов, ых и организаторов производства, и при е для перехода ентооружение достижения советских учёных и конструкторов, а также деятельность руководителей государства и Флота, в частности, Главнокомандующего ВМФ Адмирала Флота Советского Союза Горшкова С.Г. и Министра обороны СССР Маршала Советского Союза Устинова Д.Ф. Заслуги этих государственных деятелей достойно отмечены в истории нашей Родины.

Обновлено ( 20.10.2010 19:26 )
 

Радиотехническая служба экипажа К-244 – быстрый старт


Тридцатилетний отрезок жизни стирает из памяти многие детали службы на действующем флоте. Но совместная работа с личным составом радиотехнической службы К-244  рельефно проступает из череды повседневных событий тех дней. Этому есть  объяснение. Мое становление как флагманского специалиста РТС 33 дивизии подводных лодок происходило на фоне становления экипажа только что принятой от промышленности подводной лодки. Мы совместно с личным составом радиотехнической службы пл , каждый на своем уровне, учились и набирали силы  спаянные общими целями и задачами, решаемыми соединением. Именно на этом этапе деятельности РТС К-244 хотелось бы остановиться ниже. Для подводной лодки и ее радиотехнической службы это был, как сейчас говорят «быстрый старт». Задачи перед соединением стояли очень серьезные, а выполнить их было необходимо в кратчайшие сроки.  

 

Юбиляры 2010 года

В 2010 году, году 65-летия Победы, исполнится 75 лет с того дня (5 августа 1935 года), когда в состав Военно-морского флота вошла дизель-электрическая подводная лодка "Щ-201", серии V-бис, изготовленная на заводе им. А.Марти, как тогда именовали один из заводов Адмиралтейских Верфей.
За боевые действия под командованием Парамошкина П.И. в составе Черноморского флота эта подводная лодка была удостоена ордена Красного знамени (05.11.1944).

В 2010 году исполнится 50 лет окончания постройки на стапеле Ленинградского завода "Судомех", как тогда именовали Адмиралтейские Верфи, большой дизель-электрической подводной  лодки  Б-4 проекта 641 (спуск  на воду 3 октября 1960 года), корабля, не только воплотившего технические достижения отечественного судостроения, но своей надёжной и эффективной тридцатилетней службой (исключена из состава ВМФ 24.06.1991г.) подтвердившего высокое качество продукции ЦКБ МТ "РУБИН" и Адмиралтейских Верфей.

 

Сила убеждения

Наш корабль был оборудован гидроакустическим комплексом "Скат", на то время самым современным.  Одна из подсистем комплекса использовала в своей работе протяженную антенну, которая в не рабочем положении помещалась на барабане в каплевидном корпусе, так называемой "гондоле",  на вертикальном руле.  Из-за такого расположения, доступ для обслуживания механизмов антенны был затруднен и для попадания внутрь "гондолы" использовалось приспособление называемое "седло". "Седло" представляло собой пространственную конструкцию из труб, которая с помощью крана надевалась на "гондолу" и позволяла с кормовой надстройки подниматься на гондолу и проникать внутрь.
"Седло" надевали на третьем пирсе. Для этого обычно использовался автокран с длинной стрелой.  И вот мы перешвартовались к третьему пирсу в готовности поставить эту штуковину. Пришвартовались мы параллельно берегу , а "седло" стояло у другой грани пирса.  Стали ждать автокран. Через какое-то время выяснилось - автокрана не будет. Это значит  срыв графика подготовки к выходу в море, ну а это дополнительные неприятности к ежедневному набору. Например, если назад не перешвартуемся, то свободные смены домой не попадут. Да и если перешвартуемся, то когда это будет… .  Вообще-то на этом пирсе есть стационарный кран, который бегает по рельсам вдоль нашего края пирса и стало быть он то и может поставить "седло", но до него от огромной металлической конструкции метров пятьдесят!
"Люксы" и свободные от вахты механические разбрелись по пирсу в неопределенном ожидании. Вдруг на пирсе появился командир - построились. Командир объясняет, что поставить седло нам жизненно  необходимо, и если нет средств механизации, то мы должны их заменить!
"Это невозможно!" - подумали ВСЕ. "Это возможно" - сказал командир. Экипаж подошел к  исполину. Сколько же это может весить? И совершенно не приспособлено для перемещения по плоскости… . Обреченно обхватили конструкцию и ни на миллиметр не продвинулись.
И тогда командир снова построил экипаж и сказал, что пока мы не доставим ЭТО к крану, экипаж никуда не уйдет. Никогда.  И такая в этих словах была убежденность, что все в это поверили.
Мы дотянули "седло" до крана. Против всех законов физики и физиологии. Кран с легкостью взгромоздил его на "гондолу". Мы отвязались от третьего и вернулись к родному седьмому. И все, и те кто все-таки пошел ночевать домой, и те кто остался в смене думали о  невероятных возможностях человека, если он член экипажа К-244.

ИЭВГ.

 

Празднование 20-летия спуска К-244 на воду

В июле 2005 года при содействии Адмиралтейских Верфей первому экипажу удалось провести встречу, посвящённую 20-летию спуска К-244 на воду. Тогда во встрече приняли участие 24 члена первого экипажа К-244 (15 бывших офицеров экипажа, 7 мичманов и старшин, 2 матроса). Некоторые приехали на встречу издалека (из Севастополя, Курска, Обнинска, Москвы, Западной Лицы и т.п.)
Многие члены нашего экипажа прибыли на эту встречу с жёнами и детьми.

Празднование 20-летия спуска К-244 на воду
В той встрече приняли участие ветераны флота (первый старпом К-19, а впоследствии командир этого подводного ракетоносца капитан первого ранга Ваганов В.А., командир АПЛ "50 лет СССР" капитан первого ранга Стемковский Ю.А., бывшие командиры соединений и кораблей Северного флота контр-адмиралы Верегин В.Д. и Горбов Г.Г., капитаны пер-вого ранга Квасов В.Н., Муратов Б.Ю.), представители СПМБМ "Малахит", ФГУП "Адмиралтейские верфи", Правительства С-Петербурга. Во встрече участвовало 87 человек. Значительное число ветеранов К-244, а также других, намеревавшихся участвовать во встрече, не смогли реализовать это намерение потому, что подготовка встречи прошла в сжатые сроки.

На территории "Адмиралтейских верфей" мы возложили цветы к памятнику в честь 300-летия этого судостроительного предприятия; побывали у стапеля, с которого начался славный путь К-244; осмотрели экспозицию музея; провели торжест-венное собрание. С приветствием к ветеранам К-244 обратились Начальник УБП ВМФ РФ вице-адмирал Кондаков В.Г., за-меститель Главного конструктора СПМБМ "Малахит" Самаркин Л.А., Главный конструктор АПЛ пр. 671-РТМ Шмаков Р.А., заместитель Ответственного сдатчика К-244 Небесов И.Г., представитель Правительства С.-Петербурга Глушков В.М., Председатель Совета ветеранов ВМФ контр-адмирал ЧернавинЛ.Д., Генеральный директор Ассоциации общественных организаций ветеранов ВМФ и моряков - подводников контр-адмирал Монастыршин В.М.
Подводники - члены первого экипажа были награждены юбилейными медалями в честь 100-летия адмирала Флота Советского Союза Кузнецова Н.Г. и другими знаками. От "Адмиралтейских верфей" каждому ветерану были вручены памятные сувениры: альбом по истории предприятия и вымпел.
В процессе встречи были проведены прогулка на катере, по Неве, а затем - экскурсия на автобусе по Санкт - Петербургу, с посещением исторических мест, имеющих особое значение для Военно - морского флота.
Наша встреча завершилась товарищеским ужином в ресторане на берегу канала им. Грибоедова.

Празднование 20-летия спуска К-244 на воду

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Страница 2 из 2