payday loans

К вопросу о несамостоятельности Российских командиров кораблей

.Говоря о сегодняшнем состоянии Военно – Морского Флота на ум сразу приходят его болевые точки:
• Резкое сокращение корабельного состава флота по различным причинам;
• Практическое разрушение сегодня судостроительной и судоремонтной отраслей промышленности;
• Отсутствие финансовых средств и воли руководства на строительство новых океанских кораблей;
• Потеря традиционных пунктов базирования ВМФ на Балтике, на Каспии, на Чёрном море.
К сожалению, этот нерадостный перечень можно продолжить и далее. Но я предлагаю поговорить о главном «извозчике» ВМФ России – о командире корабля.
Разве царь Николай ΙΙ, подписывая в 1912 году «Закон о флоте» мог предположить, что главные звенья флота – командиры кораблей, будут так беспомощны, спустя почти 100 лет!
Где – то, на вековом участке истории, кем – то была произведена подмена целевого предназначения великого звания «командир корабля»! Овеянные славой морских годовалых походов и подвигов под командованием адмирала Сенявина, блистательных побед под предводительством адмирала Ушакова – те, Российские командиры кораблей, могут гордиться своими делами. Потому, что творили историю самостоятельно.
Знает ли уважаемый читатель, что в наши дни командир корабля Российского ВМФ лишён права:
• Самостоятельно перешвартовать свой корабль в базе от пирса к пирсу, без старшего на борту;
• Самостоятельно выйти в море – в районы боевой подготовки, не говоря уже о выходе на боевую службу – также без старшего на борту.
Вдумайтесь, ни в одной стране мира (это абсолютно точно), где есть ВМФ, не создано такого преце-дента, как у нас – чтобы командир корабля не имел права на самостоятельный (без старшего) выход в море! Получается снова - Никто, кроме нас! Прекрасный девиз благородства и чести, только - наоборот!
Это дичайшее, само по себе, и унизительное положение уже многие годы наверное устраивает руководство ВМФ.
Что до Президента России, почти ежегодно выходящем в море на атомных стратегических крейсерах СФ, то, как мне кажется, узнай он об этом, удивился бы несказанно!
Аналогию этой тупиковой ситуации можно попробовать перенести на космос. Представим себе, что рядом со штатным командиром космического корабля, посажен какой – то «старший». Ведь по замыслу руководства, в обязанностях этого «старшего» должен «лежать» контроль за действиями командира. Что бы тот ничего не совершил, по неопытности. Он даже назывался бы как – то по - особенному, что резало бы слух – «старший космического полёта»?! Согласитесь – абсурд полнейший. Спрашивается: «Зачем тогда флот готовит таких бездарей - командиров?». Но в Центре управления полётами (ЦУПе), очевидно, создана такая система подготовки экипажей космических кораблей и их командиров, которая не позволит усомниться, в принципе, в их некомпетенции и профессиональной непригодности. Поэтому, командиры кораблей со своими экипажами летают самостоятельно (и так - во всех «космических» странах).
Опустимся с космических высот на ласкающую взор океанскую поверхность и даже в её глубины. Там «ходят» наши корабли, на мостиках и главных командных пунктах которых, стоят Российские командиры кораблей, как правило, допущенные к самостоятельному управлению кораблём. Я специально выделил это слово, суть которого никому не надо объяснять.
В Российском ВМФ сложилась своя система допуска к самостоятельному управлению кораблём. Но, напрочь, отсутствует система подготовки офицерского состава к самостоятельному управлению кораблём!
По своей эффективности и первая, и вторая (отсутствующая) системы – нулевые.
Система допуска не эффективна вследствие того, что она не способна допустить офицера к самостоятельному управлению кораблём в том смысле, который заложен в этом слове.
Системе же подготовки в нашем ВМФ никогда и никто не уделял никакого внимания! Её просто нет!
На мировой же опыт и «подготовки» и «допуска» мы смотрим свысока!
Американский и английский флоты имеют для этих целей и специальные курсы подготовки, и учебные корабли, на которых офицеры, получающие допуск, выходят в море по особой учебной программе. Немецкий флот (подводный), даже во время войны, имел свою расширенную программу подготовки экипажа и его командира:
• полугодовую (!) практику на Балтике;
• большой запас практических торпед для учебных стрельб;
• много кораблей и судов, имитирующих конвои;
• авиацию, осуществляющую поиск подводных лодок в учебных целях.
На каком же месте находимся мы – великая морская держава? На призовом – последнем.
Говоря о системе допуска, следует заметить, что в нашем ВМФ создан солидный аппарат лиц, которые её (систему допуска) курируют. Это от Заместителя Командующего флотом (председателя флотской комиссии) до заместителей командиров дивизий (ЗКД). Вся эта солидная группа должностных лиц призвана решить одну задачу – допустить (или не допустить) офицера (не уточняю - какого) к самостоятельному управлению кораблём. И как же она решается?
На ТОФ статус этого допуска «опущен» до уровня эскадры. На СФ, слава богу, уровень ещё флотский. Но результат один – и там, и там командиры кораблей не имеют права самостоятельно перешвартовываться в базе, не говоря о выходе в море. «Допуск» превратился в формальный процесс, практически мало, чего нового дающий испытуемому. И надо констатировать, что в этом «допуске» отсутствует важнейшая его практическая составляющая:
• проверка умения швартоваться;
• проверка умения «выйти из базы»;
• проверка умения погрузиться, удифферентоваться, плавать на различных глубинах и режимах использования главной энергетической установке;
• проверка умения безопасно всплывать под перископ и в крейсерское положение;
• проверка умения руководить борьбой за живучесть в надводном и подводном положениях при тяжёлых комплексных авариях;
• проверка умения грамотно применять практическое торпедное и ракетное оружие;
Этот перечень, безусловно, не полный. Он будет полным тогда, когда обретёт черты экзаменационной программы офицера, сдающего на допуск к самостоятельному управлению кораблём. А пока этого ничего нет. Пока «допуск» превращён в фикцию. Даже торжественность и важность этого момента пропала. Вручение «командирского знака» перестало быть тем значимым и воспитующим флотского офицера фактором, который будоражил кровь и делал тебя на ступеньку выше. Его (этого вручения) просто не стало!
Так кого допускает эта система и к чему - напрашивается вопрос?
У офицера, сдающего на допуск к самостоятельному управлению кораблём есть единственная моти-вация – стать командиром! Командиром, претворяющим в жизнь свои решения. Но существующая система допуска не даёт ему такого права, следовательно, эту систему необходимо ЛОМАТЬ! И чем быстрее, тем лучше! И создавать НОВУЮ! Прежде всего, необходимо ответить на вопрос: «Нужен ли нашему флоту командир корабля, который действительно самостоятельно, без «няньки» способен решать все поставленные задачи в море». Если «да», то и надо его (командира) и делать таковым!
Вы никогда не задавались вопросом: «Почему в Министерстве морского флота капитаны ходят в море самостоятельно, даже в загранплавание, и работают до 60 лет». Дело всё в том, что в том министерстве известна дорогая цена подготовки профессиональных кадров и ими не разбрасываются, а серьёзно готовят. И ещё, там существует жёсткая система плавательного ценза, невыплавав который капитаном тебе не быть!
У нас же налицо хромота и незрелость кадровой политики. Уже сейчас понятно, что при таком подходе на должности командиров кораблей будут назначаться люди со слабым уровнем подготовки.
И какие командиры встанут на мостики новых кораблей? С какими полномочиями? Выполнять указания – подсказки «старшего»? Так, простите, уже сейчас, опытных (просоленных и всех в ракушках) «старших» просто не найти. Их нет! Вдумайся, читатель – наплаванность у 20-ти экипажей подводников с 2001 по 2006 годы на два флота составила: минимум - 4 суток, максимум – 25 суток. Т. е какая - то часть Российского подводного флота простояла у пирсов от 360 до 340 суток в указанный период времени! О чём тут можно говорить!
К вопросу о старшинстве. Кто они – эти старшие? На уровне дивизии – это минимум заместители командира дивизии . В недалёком прошлом – это те же командиры кораблей и так же, как и все, самостоятельно не выходившие в море. Только получив статус ЗКД (сдав зачёты на управление силами) они автоматически могут назначаться старшими везде. Но практически - это никем необученные офицеры и, как правило, не имеющие никакого опыта плавания!
Получается, что одна и та же система допуска в ВМФ России (имеется ввиду флотский её уровень), допускает и командира, и замкомдива, но командир не имеет права на самостоятельный выход в море, а полуподготовленный ЗКД в статусе «старшего» имеет право на всё – от перешвартовки до стрельбы баллистическими ракетами. Полный абсурд!
К разговору о создании системы подготовки офицеров к сдаче на допуск к самостоятельному управлению кораблём. Повторяю – её в Российском ВМФ нет.
У нас отсутствуют учебные корабли (подводные лодки) по проектам, предназначенные для практичес-кой отработки экипажей и командиров (кандидатов на должность) в море. Здесь нужна воля руковод-ства ВМФ и средства – для создания такой учебной базы, способной в реальных морских условиях отрабатывать командирам те задачи, которые ему предстоит решать. И думать надо всем миром, как это сделать.
И ещё в этой связи важнейший вопрос. В ВМФ России не существует никакого положения о командире корабля. Сухой немногословности уставных 55-ти статей КУ ВМФ 2001г., говорящих о командире, явно недостаточно.
Документ должен вобрать в себя все мельчайшие подробности, описывающие статус «его величества - командира» и многое другое, о чём также предлагается поговорить.
Словом, вопросов много. И эти вопросы я бы поставил перед должностными лицами ВМФ. Спросил бы у них: «О какой реформе во Флоте все мы говорим, когда главный «извозчик» Флота – командир корабля к этому извозу не способен!».


Командир апкррк «Челябинск» Капитан 1 ранга: =С.Яркин= 01.04.07г.