Это поручение Председателя Военного Совета флотилии Командующего 1 ФлПЛ О.А.Ерофеева, отданное в присутствии многих офицеров 1 ФлПЛ, сотни человек!, отданное в феврале 1988 года, за год до гибели К-278, О.М.Фалеев не исполнил (и даже не попытался исполнить, в отличие от подчинённых ему командиров подводных лодок С.Н.Усенко и Е.А.Ванина).
О неисполнении решения я не напомнил О.А.Ерофееву потому, что был занят подготовкой к боевой службе К-244. Но О.М.Фалеев того моего выступления не забывал, в этом я убеждался не раз.
Не приобретя полномочий, сообщество командиров подводных лодок не оказало содействие Е.А.Ванину в подготовке 604 экипажа и К-278 к выходу на боевую службу. Опытные командиры могли помочь коллеге, подсказать, как ему необходимо работать со своим «застоявшимся» экипажем в условиях безразличия командования к судьбе уникального корабля и его «второго» экипажа. Могли подсказать, как надо организовать работу слабого экипажа в море, при недопущенных нескольких членов экипажа и «старшего на борту», и проч. Многие командиры имеют опыт успешного решения проблем, с которыми столкнулся, и не справился Е.А.Ванин. В той обстановке, в которой 604 экипаж готовился к боевой службе на К-278, содействие сообщества командиров дало бы реальный шанс в предотвращении катастрофы К-278. Тот шанс не появился из-за неисполнительности О.М.Фалеева.
Полагаю, деятельность Совета командиров кораблей, будь он в марте 1988г. создан, как то решил О.А.Ерофеев, могла предотвратить и другие катастрофы, и катастрофические процессы.
Остаётся довольствоваться тем, что, оказавшись на том расширенном заседании Военного Совета 1 ФлПЛ, я смог публично опровергнуть недостоверные и кощунственные слова начальника политотдела флотилии А.М.Степанова, оскорбившего память моего товарища, Сергея Николаевича Усенко, - в ином случае те слова приобрели бы значение «мнения расширенного заседания Военного Совета 1 ФлПЛ».
Скрывая свою вину за гибель офицеров К-527, члены Военного Совета Флотилии скрыли и пороки системы своей работы, препятствовали проведению расследования этого и других происшествий.
В «миникатастрофе», где погибли офицеры К-527, члены Военного Совета Флотилии постарались не увидеть тени надвигавшейся катастрофы К-278, гибели «Курска», развала и уничтожения Флота, утраты профессионализма. Сберегая чистоту лишь собственного мундира и свои погоны, заботясь исключительно о личном благополучии, они не предприняли ничего, чтобы остановить процесс уничтожения Флота, чтобы предотвратить трагические события, неизбежные при таком процессе.
Обстоятельства трагической гибели командира К-527 С.Н.Усенко и начмеда Тромбовецкого А.В. каждый командир корабля должен знать и помнить, чтобы, во-первых, понимать смысл и причины руководящих указаний командования, и, во-вторых, правильно действовать по этим указаниям.
В истории же Флота должно остаться то, что проявилось при трагической гибели Усенко Сергея Николаевича, - свидетельство исполнительности офицера, свидетельства верности командира корабля воинскому долгу и готовности экипажа помочь своему командиру выполнить даже невозможное.
Я - категорический противник безусловного подчинения в подводной службе мнению большинства. При этом я убеждён в пользе объединения высококвалифицированных мнений, - потому, что в такой форме проведения «мозгового штурма» происходит «усиление сильного», тогда как при усреднении мнений, при реализации мнения простого большинства, квалифицированное мнение «сильного», т.е., «сила сильного», в большинстве мнений растворяется и до реализации, как правило, даже не доходит.
Неисполнение того решения командующего Флотилии О.А.Ерофеева первым заместителем командующего О.М.Фалеевым содействовало подготовке катастрофы К-278 и других катастроф.
Я уверен: будь СОВЕТ КОМАНДИРОВ сформирован в марте 1988г., он изменил бы судьбу той уникальной подводной лодки, своевременно встряхнул бы дремлющего командира 604 экипажа. При этом же встряхнул бы и энергичное командование 6 дивизии и Флотилии, кто, отвлёкшись от главной цели, сосредоточившись на личных целях, и до гибели «Комсомольца», и позже искал лишь оправдание своей бездеятельности, не принимал надлежащие решения, или же такие решения не исполнял.
Печальный опыт недавнего времени, а ещё более опыт современный свидетельствует: успеху Флота способно содействовать лишь объединение по интеллектуальному признаку. Всякое иное объединение, например, по должностному признаку, является, по - Окуджаве, «сбором в стаю». Такое объединение необходимо не для творческой работы, а для проведения праздничных или траурных мероприятий.
Надеюсь, что взаимный интерес и взаимопонимание профессионалов высокого уровня приведёт и к объединению моряков, ставших профессионалами высокого уровня, - например, победивших в состязаниях (добывших призы Главнокомандующего и т.п.); хорошо зная, чьим трудом добыты те призы, считаю, что в состав этого объединения должны войти не только командиры кораблей.
Необходимо немногое и реальное: установить связи и взаимодействие таких профессионалов.
Аликов В.И.