payday loans

Статьи, рассказы и воспоминания

Аликов В.И. О главной причине гибели атомного подводного крейсера К-219

На сайте http://komandir.k-244.ru/ размещена статья "О главной причине гибели атомного подводного крейсера К-219", автор - Аликов В.И.
 

Наумов В.В. Вскормленные с копья

Вскормлённые с копья

К 50-летнему юбилею похода подводных лодок 69-й бригады на Кубу. Воспоминания бывшего штурмана "Б-36" Владлена Наумова об участии в операции "КАМА"

 



Штурман ПЛ Б-36 капитан-лейтенант Владлен Наумов. Сайда-губа. 1962 г. (ем чернику с куста)

В марте 1962 года несколько подводных лодок 641 проекта из 211 бригады 4-й эскадры Северного флота в городе Полярный начали заблаговременно готовиться к непонятному для всех подводников походу неведомо куда. "Б-36" первоначально, в связи с задержкой решения по испытанию прочного корпуса после нестандартного его вскрытия, никуда не готовилась.
Однако, после трагедии 11 января 1962 года в Екатерининской гавани, когда от взрыва торпед в первом отсеке погибла "Б-37", и после успешного завершения испытаний прочного корпуса "Б-36" была назначена в поход вместо "Б-37". К этому времени корабль прошел доковый ремонт и в январе-апреле отработал полный курс задач.
К началу сентября все офицеры, кроме командира БЧ-5 капитан-лейтенанта Кораблева, отгуляли очередной отпуск.
В июне "Б-36" включили в состав 69-й бригады, куда также входили подводные лодки "Б-4", "Б-59" и "Б-130", из состава 211-й бригады подводных лодок. Началась экстренная подготовка к походу на запад. Но куда именно, в какие страны и моря, где планировалось дальнейшее базирование подводных лодок – всё это держалось в строжайшей тайне. Ходили смутные слухи о Гане и Гвинеи, но толком никакой ясности не было.
Тем временем на остающиеся в Советском Союзе семьи были выписаны денежные аттестаты, а все подводные лодки бригады перебазировались в Губу Сайда. "Б-36" стала догонять остальные корабли бригады в пополнении ЗИПа и расходных материалов. Хуже нет занятия, чем ждать и догонять. Не могу утверждать, что были трудности пополнения ЗИП-ом в других боевых частях, но на мою заявку в гидрографию мне ответили, что всё уже давно выдано на другие корабли и ничего мною затребованного на складах нет.

 

Пятый съезд Международной Ассоциации общественных организаций ветеранов ВМФ и подводников

21-22 октября 2010 года в Ленинградском Дворце Молодежи прошел Пятый съезд Международной Ассоциации общественных организаций ветеранов ВМФ и подводников.
На этом мероприятии выступил первый командир К-244 Аликов В.И.

Предлагаем ознакомиться с текстом выступления.

 

ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА V СЪЕЗДЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ АССОЦИАЦИИ  22/10/2010

С основными положениями Доклада Президента Ассоциации согласен, в том числе согласен с оценкой ситуации, в которой находится Флот (сложной и не улучшающейся), и с выводом о необходимости внести изменения в Устав Ассоциации.

Работу руководства Ассоциации за отчётный период предлагаю признать вполне положительной. Считаю необходимым отметить большую работу, проведённую для подготовки нынешнего Съезда Монастыршиным В.М., Шаровым А.И. и Н.М. Без их труда этот Съезд просто не мог бы состояться.

В Докладе не прозвучала оценка работы каждого из членов Совета Ассоциации, по порученным им направлениям, - что позволило бы наилучшим образом организовать работу Ассоциации в следующем периоде.

Хотел бы поддержать докладчика некоторыми соображениями и предложениями по некоторым из проблем, названных им.

 

ОТЗЫВ капитана 1 ранга запаса Аликова В.И. на статью вице-адмирала В. Д. Рязанцева "В кильватерном строю за смертью"

Со статьей В.Д.Рязанцева "В кильватерном строю за смертью" можно ознакомиться на сайте www.murders.ru, текст статьт в формате doc можно скачать по ссылке http://www.murders.ru/Kyrs-s-s-sk.doc
Примечание от Администрации сайта www.k-244.ru: для удобства чтения статьи В.Д.Рязанцева и отзывов на эту статью мы создали отдельный раздел куда собрали и перенесли как саму статью, так и полнотекстовые отзывы на нее. Мнение Администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов статей и отзывов размещенных на сайте.

Прежде всего, объясню появление этого моего ОТЗЫВА.

Моим мнением о статье вице-адмирала В. Д. Рязанцева «В кильватерном строю за смертью» поинтересовался журналист, занимающийся, в числе прочего, проблемами Военно-морского флота, в частности, проблемами, связанными с катастрофой АПЛ «Курск». Этот журналист знаком со мною девять лет и знает, что я имею довольно большой и притом положительный опыт подводной службы («положительный» в смысле успешного решения довольно сложных задач).

Моё мнение  спрошено тем журналистом в связи с намерением издать эту статью, по ряду признаков представляющуюся откровением компетентного человека, вроде бы ратующего за Флот и якобы  озабоченного проблемами Флота.

О состоянии Флота и о проблемах, препятствующих жизнедеятельности Флота, мне известно не понаслышке. После знакомства со статьёй мне стало понятно, что её автор своими рассуждениями навязывает фальшивую оценку Флота и уводит читателя от реального решения реальных проблем.

Так в августе 2010г. появился мой первоначальный «ОТЗЫВ», для издательства, объёмом в два листа.

Но позже я обнаружил, что со статьёй В.Д.Рязанцева знакомо немало весьма опытных подводников (я оказался в числе «отставших»), и некоторые из них дают статье положительную оценку, - на мой взгляд, потому, что ими потерян общий смысл статьи.

Высказывая положительную оценку статье в целом, эти «некоторые» исходят из оценки двух – трёх эпизодов крупной статьи В.Рязанцева, упустив из виду, что В.Рязанцев под прикрытием этих двух-трёх неоспоримых и давно известных эпизодов навязывает читателю ложь о Флоте, вырабатывает у читателя негативное отношение к Флоту, - что, очевидно, моряк-профессионал делать не станет, а непрофессионал делать не вправе.

Поэтому я счёл необходимым высказаться более подробно, на десяти страницах объясняя свою оценку статьи как творения безответственного, непрофессионального и вредного для Флота.

Обращаясь прежде всего к профессионалам – подводникам, я предлагаю всем высказаться по поводу проблем, поднятых, без каких-либо предложений по их разрешению, В.Д.Рязанцевым.

Итак, далее собственно ОТЗЫВ.

 

Ваганов Владимир Александрович

Капитан 1 ранга Ваганов Владимир Александрович, 16 УЦ ВМФ (1982 – 1987г.г.)

Ваганов Владимир Александрович

В сентябре 1982года закончилась моя загранкомандировка в Сирийской Арабской республике в качестве консультанта начальника военно-морской кафедры в Высшей военной академии.

По моей просьбе и по ходатайству Начальника 16 УЦ ВМФ контр-адмирала Леонида Гавриловича Осипенко приказом ГК ВМФ я был назначен в этот Центр Начальником тактической подготовки.

К тому времени наше военное кораблестроение вышло на высший уровень своих возможностей. Судостроительная промышленность  работала не только весьма напряжённо, но весьма эффективно. Большой серией строились АПЛ II поколения – корабли стратегического и оперативно-тактического предназначения. Началось строительство подводных лодок III поколения (одной из таких подводных лодок была АПЛ «Курск»).

Не с меньшим напряжением шла подготовка личного состава в военно-учебных заведениях флота для этих подводных лодок, в том числе и в 16 УЦ ВМФ.

Многолетними стараниями преподавательского состава, состоящего только из опытных офицеров – подводников, под руководством Начальника 16 УЦ ВМФ контр-адмирала Леонида Гавриловича Осипенко были разработаны четкие и выверенные временем программы для подготовки каждого из штатных специалистов экипажа каждого типа АПЛ, с учётом особенностей выполнения задач в тех или иных районах Мирового океана, а также с учётом других особенностей плавания и в соответствии с характером решаемых задач.

Особенностью и отличием 16 УЦ ВМФ от других учебных заведений ВМФ было то, что¸ наряду с матросами и старшинами срочной и сверхсрочной службы, одновременно проходили подготовку офицеры, закончившие высшие военно-морские училища, Военно-морскую академию при назначении их в экипажи атомных подводных лодок, а также и офицеры, окончившие академию Генерального штаба при их назначении на должности  командиров соединений атомных подводных лодок.

В системе подготовки корабельного состава ВМФ действовало несколько подобных Учебных центров. Их главным достоинством была организация подготовки каждого штатного специалиста экипажа подводной лодки, а также подготовка всех штатных и нештатных формирований и экипажа подводной лодки в целом. Каждого члена экипажа, прибывшего на подготовку в Учебный центр ВМФ, здесь готовили  к обслуживанию его штатного, по реальной должности, заведывания (технических средств заведывания), а также и к совместной работе при решении всех основных задач, а также и для решения наиболее вероятных задач.

Так была организована подготовка вновь сформированных экипажей АПЛ, а также и регулярная (каждые 2 года) переподготовка экипажей плавающих АПЛ, - которую называли межпоходовой.

Большое внимание контр-адмирал Осипенко Л.Г. придавал тактической подготовке командиров подводных лодок и их корабельных боевых расчётов. По инициативе и под непосредственным руководством Л.Г.Осипенко в Учебном центре ВМФ был разработан и создан тактический тренажёр «Протва», создатели которого были удостоены Государственной премии СССР.

Высокому уровню тактической подготовки обучаемых экипажей, и, прежде всего, Корабельных боевых расчётов этих подводных лодок, способствовали и ежегодно проводимые в Учебном центре  ВМФ состязания корабельных боевых расчётов подводных лодок по некоторым видам подготовки, - состязания  на Приз ГК ВМФ по ракетной и по противолодочной подготовке.

 

Историческая справка

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

большой подводной лодки К-244 33 дпл 1 ФлПЛ Северного флота

 

1.1. Военно-политическая обстановка во время проектирования и постройки К-244;

значение и состояние атомного подводного флота СССР;

место К-244 в строю кораблей ВМФ

 

Восьмидесятые годы двадцатого века в Новейшей истории известны как время достижения военного паритета в противостоянии блока НАТО и организации стран Варшавского договора. Тот паритет был достигнут ценой колоссальных усилий и затрат советского народа. Лишь это обеспечило мирную жизнь, позволило от гонки вооружений начать переход к существенному сокращению наступательных вооружений.

Тот военный паритет обеспечила возросшая мощь Военно-морского флота СССР и действия его сил. Главной силой ВМФ СССР стали атомные подводные лодки.

 

Военно-политическую обстановку в 70 – 80 годы 20 века определяло противостояние двух держав: СССР и США. Это противостояние эпизодически обострялось.

В 1980 году оно обострилось в связи с вводом советских войск в Афганистан.

Тогда США стремились вернуть себе военное превосходство за счет качества новых видов вооружения, основанного на использовании передовых технологий. В это время в США принята стратегия «компенсирующего противодействия», которая провозгласила необходимость поддержания равновесия с СССР в стратегической области с усилением работ для создания противоракетной обороны (программа СОИ) и при существенном наращивании сил общего назначения.

Военно-морским силам всегда отводилась существенная роль во всех военных и политических планах руководства США, но в 80-е годы значение ВМС возросло.

В те годы была принята программа, согласно которой флот должен иметь 600 боевых кораблей океанской зоны, включающих 15 – 16 авианосных ударных групп, 25 – 30 пларб типа «Огайо», и до 80 пла со стратегическими крылатыми ракетами «Томагавк».

США создали силы быстрого реагирования, где главная роль отведена ВМС. Возросла активность разведывательных и демонстративных действий сил США у берегов СССР, в том числе провокаций, что неминуемо привело к росту числа инцидентов.

После того, как в сентябре 1983 года истребитель ПВО СССР сбил в районе острова Сахалин корейский самолёт - провокатор, администрация США, используя этот повод, развязала против СССР широкомасштабную компанию, назвав нашу Родину «империей зла». Так политики США целенаправленно нагнетали международную напряженность, «раскручивая» и обеспечивая производство оружия и вооружений.

Таким образом, выйдя из Второй мировой войны с огромными потерями, такой ценой победив фашизм, Советский Союз был вынужден принимать ответные меры для защиты от тех, кто в той войне был «союзников».

Среди таких мер главное значение имело усиление Флота.

 

Столь необходимое Советскому Союзу значительное усиление Военно-Морского флота в период 1970 – 1980 годов стало итогом огромной работы во всех составляющих военно-промышленного комплекса страны. Особо значимы в этом стали начимы х и конструкторов, ых и организаторов производства, и при е для перехода ентооружение достижения советских учёных и конструкторов, а также деятельность руководителей государства и Флота, в частности, Главнокомандующего ВМФ Адмирала Флота Советского Союза Горшкова С.Г. и Министра обороны СССР Маршала Советского Союза Устинова Д.Ф. Заслуги этих государственных деятелей достойно отмечены в истории нашей Родины.

 

Радиотехническая служба экипажа К-244 – быстрый старт


Тридцатилетний отрезок жизни стирает из памяти многие детали службы на действующем флоте. Но совместная работа с личным составом радиотехнической службы К-244  рельефно проступает из череды повседневных событий тех дней. Этому есть  объяснение. Мое становление как флагманского специалиста РТС 33 дивизии подводных лодок происходило на фоне становления экипажа только что принятой от промышленности подводной лодки. Мы совместно с личным составом радиотехнической службы пл , каждый на своем уровне, учились и набирали силы  спаянные общими целями и задачами, решаемыми соединением. Именно на этом этапе деятельности РТС К-244 хотелось бы остановиться ниже. Для подводной лодки и ее радиотехнической службы это был, как сейчас говорят «быстрый старт». Задачи перед соединением стояли очень серьезные, а выполнить их было необходимо в кратчайшие сроки.  

 

Юбиляры 2010 года

В 2010 году, году 65-летия Победы, исполнится 75 лет с того дня (5 августа 1935 года), когда в состав Военно-морского флота вошла дизель-электрическая подводная лодка "Щ-201", серии V-бис, изготовленная на заводе им. А.Марти, как тогда именовали один из заводов Адмиралтейских Верфей.
За боевые действия под командованием Парамошкина П.И. в составе Черноморского флота эта подводная лодка была удостоена ордена Красного знамени (05.11.1944).

В 2010 году исполнится 50 лет окончания постройки на стапеле Ленинградского завода "Судомех", как тогда именовали Адмиралтейские Верфи, большой дизель-электрической подводной  лодки  Б-4 проекта 641 (спуск  на воду 3 октября 1960 года), корабля, не только воплотившего технические достижения отечественного судостроения, но своей надёжной и эффективной тридцатилетней службой (исключена из состава ВМФ 24.06.1991г.) подтвердившего высокое качество продукции ЦКБ МТ "РУБИН" и Адмиралтейских Верфей.

 

Сила убеждения

Наш корабль был оборудован гидроакустическим комплексом "Скат", на то время самым современным.  Одна из подсистем комплекса использовала в своей работе протяженную антенну, которая в не рабочем положении помещалась на барабане в каплевидном корпусе, так называемой "гондоле",  на вертикальном руле.  Из-за такого расположения, доступ для обслуживания механизмов антенны был затруднен и для попадания внутрь "гондолы" использовалось приспособление называемое "седло". "Седло" представляло собой пространственную конструкцию из труб, которая с помощью крана надевалась на "гондолу" и позволяла с кормовой надстройки подниматься на гондолу и проникать внутрь.
"Седло" надевали на третьем пирсе. Для этого обычно использовался автокран с длинной стрелой.  И вот мы перешвартовались к третьему пирсу в готовности поставить эту штуковину. Пришвартовались мы параллельно берегу , а "седло" стояло у другой грани пирса.  Стали ждать автокран. Через какое-то время выяснилось - автокрана не будет. Это значит  срыв графика подготовки к выходу в море, ну а это дополнительные неприятности к ежедневному набору. Например, если назад не перешвартуемся, то свободные смены домой не попадут. Да и если перешвартуемся, то когда это будет… .  Вообще-то на этом пирсе есть стационарный кран, который бегает по рельсам вдоль нашего края пирса и стало быть он то и может поставить "седло", но до него от огромной металлической конструкции метров пятьдесят!
"Люксы" и свободные от вахты механические разбрелись по пирсу в неопределенном ожидании. Вдруг на пирсе появился командир - построились. Командир объясняет, что поставить седло нам жизненно  необходимо, и если нет средств механизации, то мы должны их заменить!
"Это невозможно!" - подумали ВСЕ. "Это возможно" - сказал командир. Экипаж подошел к  исполину. Сколько же это может весить? И совершенно не приспособлено для перемещения по плоскости… . Обреченно обхватили конструкцию и ни на миллиметр не продвинулись.
И тогда командир снова построил экипаж и сказал, что пока мы не доставим ЭТО к крану, экипаж никуда не уйдет. Никогда.  И такая в этих словах была убежденность, что все в это поверили.
Мы дотянули "седло" до крана. Против всех законов физики и физиологии. Кран с легкостью взгромоздил его на "гондолу". Мы отвязались от третьего и вернулись к родному седьмому. И все, и те кто все-таки пошел ночевать домой, и те кто остался в смене думали о  невероятных возможностях человека, если он член экипажа К-244.

ИЭВГ.

 

Празднование 20-летия спуска К-244 на воду

В июле 2005 года при содействии Адмиралтейских Верфей первому экипажу удалось провести встречу, посвящённую 20-летию спуска К-244 на воду. Тогда во встрече приняли участие 24 члена первого экипажа К-244 (15 бывших офицеров экипажа, 7 мичманов и старшин, 2 матроса). Некоторые приехали на встречу издалека (из Севастополя, Курска, Обнинска, Москвы, Западной Лицы и т.п.)
Многие члены нашего экипажа прибыли на эту встречу с жёнами и детьми.

Празднование 20-летия спуска К-244 на воду
В той встрече приняли участие ветераны флота (первый старпом К-19, а впоследствии командир этого подводного ракетоносца капитан первого ранга Ваганов В.А., командир АПЛ "50 лет СССР" капитан первого ранга Стемковский Ю.А., бывшие командиры соединений и кораблей Северного флота контр-адмиралы Верегин В.Д. и Горбов Г.Г., капитаны пер-вого ранга Квасов В.Н., Муратов Б.Ю.), представители СПМБМ "Малахит", ФГУП "Адмиралтейские верфи", Правительства С-Петербурга. Во встрече участвовало 87 человек. Значительное число ветеранов К-244, а также других, намеревавшихся участвовать во встрече, не смогли реализовать это намерение потому, что подготовка встречи прошла в сжатые сроки.

На территории "Адмиралтейских верфей" мы возложили цветы к памятнику в честь 300-летия этого судостроительного предприятия; побывали у стапеля, с которого начался славный путь К-244; осмотрели экспозицию музея; провели торжест-венное собрание. С приветствием к ветеранам К-244 обратились Начальник УБП ВМФ РФ вице-адмирал Кондаков В.Г., за-меститель Главного конструктора СПМБМ "Малахит" Самаркин Л.А., Главный конструктор АПЛ пр. 671-РТМ Шмаков Р.А., заместитель Ответственного сдатчика К-244 Небесов И.Г., представитель Правительства С.-Петербурга Глушков В.М., Председатель Совета ветеранов ВМФ контр-адмирал ЧернавинЛ.Д., Генеральный директор Ассоциации общественных организаций ветеранов ВМФ и моряков - подводников контр-адмирал Монастыршин В.М.
Подводники - члены первого экипажа были награждены юбилейными медалями в честь 100-летия адмирала Флота Советского Союза Кузнецова Н.Г. и другими знаками. От "Адмиралтейских верфей" каждому ветерану были вручены памятные сувениры: альбом по истории предприятия и вымпел.
В процессе встречи были проведены прогулка на катере, по Неве, а затем - экскурсия на автобусе по Санкт - Петербургу, с посещением исторических мест, имеющих особое значение для Военно - морского флота.
Наша встреча завершилась товарищеским ужином в ресторане на берегу канала им. Грибоедова.

Празднование 20-летия спуска К-244 на воду

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поддержка экипажа АПЛ "Нерпа"

Сикорская Л.В. - Пилотка Маринеско
  Прощайте, красотки! Прощай, небосвод! Подводная лодка уходит под лед. Подводная лодка - морская гроза. Под черной пилоткой ...
Читать 0 8840

Сикорская Л.В. - Ее Величество Подводная Лодка «Орел» и ее мужчины
Краткая библиографическая справка об авторе Меня зовут Лидия Владимировна Сикорская. Я преподаватель, врач. Окончила С-ПМА. ...
Читать 0 9148

Ваганов В.А. Трудные мили К-19
Трудные мили К-19 50 ЛЕТ НАЗАД ПЕРВАЯ АТОМНАЯ РАКЕТНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ СТАЛА БОЕВОЙ ЕДИНИЦЕЙ ВМФ ...
Читать 0 3306

Ваганов В.А. - Последним романтикам ушедшего века
                    Последним романтикам ушедшего века К 60-летию производства в офицерыМинуло больше, чем полвекаНо ...
Читать 0 3639

Голованов Э.В. - Объективная реальность
От редакции САЙТа К-244: Предлагаемая статья Э.В.Голованова содержит примеры того, как моряки-профессионалы справлялись с ...
Читать 0 7210

Коржавин В.А. - Формирование кадрового резерва
ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА Кадры решают все. Эти слова Сталина наверное известны всем. Но не только он говорил об этом. ...
Читать 0 21112

ЮБИЛЯРЫ 2014 ГОДА
ЮБИЛЯРЫ 2014 ГОДА   Наступивший 2014 год ознаменован юбилеями событий, формирующих и укрепляющих многие традиции, притом ...
Читать 0 6353

Коржавин В.А., Курск
В настоящей статье я попытаюсь объективно и доходчиво изложить свое мнение о гибели атомного подводного крейсера «Курск». В ...
Читать 0 24148

ДЕНЬ ПОДВОДНИКА НА ЛАО «ОТПРАЗДНОВАЛИ» БЕЗ ПОДВОДНИКОВ
ДЕНЬ ПОДВОДНИКА НА ЛАО «ОТПРАЗДНОВАЛИ» БЕЗ ПОДВОДНИКОВ Телевизионная программа МОРСКИЕ ВЕСТИ показала, как 19 марта 2013г. ...
Читать 0 26859

Коржавин В.А - Стереотипы
Редакция САЙТа К-244 представляет читателям статью контр-адмирала запаса Коржавина В.А., многоопытного командира – подводника ...
Читать 0 27674

Ваганов В.А. 110-летию со дня рождения академика И.В.Курчатова
110-летию со дня рождения академика И.В.Курчатова (по воспоминаниям президента Президиума АН СССР Академика А.П. Александрова) Игорь ...
Читать 0 6719

Аликов В.И. Письмо в поддержку К-152
Письмо в поддержку К-152 17 сен. в 10:46Дорогие боевые друзья и соратники!Совет Ассоциации считает необходимым поддержать инициативу ...
Читать 0 12000

Аликов В.И. Обеспечение безопасности и боеспособности ПЛА пр. 671РТМ в ППО «Атрина»
Обеспечение безопасности и боеспособности ПЛА пр. 671РТМ в ППО «Атрина» Организационный комитет научно-практической конференции ...
Читать 0 13126

Аликов В.И. Сообщение о несостоявшейся конференции
Аликов В.И. Сообщение о несостоявшейся конференции В 2012г. исполнилось 25 лет Операции «Атрина» и 50 лет Операции «Кама». После ...
Читать 0 14321

Кетов Р.А. Становление командира подводной лодки
Становление командира подводной лодки Вся моя «морская» жизнь проходила на окраинах нашей страны в учёбе, в учениях и боевых ...
Читать 0 21834

Важенин В.В. Испытание на прочность
И С П Ы Т А Н И Е Н А П Р О Ч Н О С Т Ь За многолетнюю службу моряком-подводником Рюрику Александровичу Кетову приходилось не ...
Читать 0 11519

Лавров В.Н. Контакт с целью потерян
Впервые свет на события полувековой давности проливает настоящая публикация, принадлежащая перу непосредственного участника ...
Читать 0 14885

Ковалев С.Н. О том, что есть и было
Серге́й Ники́тич Ковалёв (15 августа 1919, Петроград — 24 февраля 2011, Санкт-Петербург) — генеральный конструктор советских ...
Читать 0 13660

Ваганов В.А. Санкт-Петербург - родина отечественного подводного кораблестроения
Санкт-Петербург - родина отечественного подводного кораблестроения Предыстория Горечь поражения России в Крымской войне ...
Читать 0 7368

Аликов В.И. К-244 в операции Атрина
  К-244 в операции «Атрина» ОЦЕНКА ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ К ОПЕРАЦИИ «АТРИНА», АНАЛИЗ и ОЦЕНКА НЕКОТОРЫХ ДЕЙСТВИЙ К-244 В ХОДЕ ...
Читать 0 30374