payday loans

Ваганов В.А. Восемьдесят лет на службе Родине

80let_111 октября исполняется 80 лет со дня вступления в боевой состав Военно-морского флота подводной лодки «Народоволец» — первенца советского подводного кораблестроения, построенной в Ленинграде на Балтийском судостроительном заводе.
В 1994 году на Васильевском острове был открыт музей «Мемориальный комплекс подводной лодки Д-2 ("Народоволец")» — памятник конструкторам и инженерам, ученым и производственникам, героическим советским подводникам. Автору статьи довелось служить на этой подлодке в 1950-1953 годах в должности штурмана и старшего помощника командира.
После революции и гражданской войны состояние флота и судостроительной промышленности было плачевным. В.И. Ленин к восстановлению и строительству флота относился отрицательно. К чести руководства страны, оно не пошло по «ленинскому пути» после смерти вождя. В 1924 году в Военно-морской академии развернулась дискуссия на тему «какой флот нужен стране». Верх взяла «молодая школа», высказавшая мнение о строительстве подводных лодок и надводных кораблей малого водоизмещения - миноносцев и торпедных катеров.
К концу 1926 года Совет труда и обороны утвердил первую шестилетнюю программу кораблестроения, предусматривавшую строительство 12 подлодок, 16 сторожевых катеров и 36 торпедных катеров. 1 ноября 1926 года на Балтийском судостроительном заводе было создано специальное Техническое бюро для проектирования подводных лодок по заказу флота, которое возглавил Б.М. Малинин. По глубине знания конструкций и технологии постройки дореволюционных подводных лодок в тот период ему практически не имелось равных в стране. Перед работниками Техбюро ставилась с виду скромная задача - создать корабль не менее боеспособный, чем современные подводные лодки крупнейших капиталистических государств. И это в обстановке, когда с 1917 года девять лет завод стоял.


80let_2Сегодня кажется невероятным, как небольшой коллектив сумел за четыре месяца спроектировать новый боевой корабль и выполнить закладочные чертежи, а группа опытных мастеров к торжественной процедуре закладки лодок (5 марта 1927 года) сумела выполнить днищевый набор центрального поста всех трех лодок, предоставив возможность СМ. Кирову, главе ленинградских большевиков, вбить в каждую по одной заклепке (до сварки было еще далеко).
К концу 1931 года все три лодки, построенных на Балтийском заводе, вошли в состав Балтийского флота. Создание лодок типа «Декабрист» было подлинным скачком в отечественном подводном кораблестроении. По сравнению с лодками дореволюционной постройки, их дальность хода под водой увеличилась в 5,4 раза; над водой - в 3,6; суммарная масса боезаряда увеличилась в 10 раз; скорость срочного погружения уменьшилась в 6 раз. Лодки типа «Декабрист» явились прототипами для широкого строительства малых, средних, больших и крейсерских подводных лодок, которых к 1941 году построили свыше 200 единиц, из них 82% на заводах Ленинграда.
Репрессии 1936-1939 годов не обошли и командиров подводных лодок. Из ста командиров в 1937 году было репрессировано 51. Был арестован в 1938 году и командир «Народовольца» Л.М. Рейснер, незадолго до этого награжденный высшей государственной наградой. В 1941 году, когда враг подошел к Ленинграду, Мурманску, Севастополю, Одессе, многие подвергшиеся репрессиям понадобились режиму, но большинства из них уже не было в живых...
Как известно, лучшей проверкой качества оружия является война. Подлодка «Народоволец» (командир Р.В. Линдберг), находившаяся к началу войны на Балтийском заводе в ремонте, с открытием навигации 1942 года включилась в боевую деятельность Балтийского флота. В 1942-1945 годах она совершила четыре боевых похода в наиболее удаленную часть Балтийского моря и ни разу не возвращалась без победы.
9 сентября 1952 года И.В. Сталин подписал постановление Совета Министров СССР «О проектировании и строительстве объекта 627» — первой советской атомной подводной лодки проекта 627. Остро встал вопрос об определении автономности проектируемой АПЛ, то есть определении времени непрерывного пребывания людей под водой. Чести участвовать в эксперименте удостоился экипаж «Народовольца», возглавляемый отличным командиром И.М. Хомичем, участником войны на Балтике и инженер-механиком, скромнейшим Н.А. Некрасовым. Старшим помощником на лодке в то время был автор этой статьи.
После небольшого переоборудования и загрузки под завязку патронов регенерации и продуктов питания, подводная лодка легла на грунт на глубине 12 метров близ Кронштадта. Лодке, имевшей подводную автономность 72 часа, предстояло пробыть непрерывно под водой 50-60 суток. Предстояло проверить не только возможность людей выжить в замкнутом объеме длительное время при содержании углекислого газа в атмосфере 1-1,5%, но и их способность безошибочно действовать при управлении сложными механизмами в течение всего времени пребывания под водой. Экипажу лодки удалось продержаться под водой 1420 часов.
Испытания проводились под таким покровом секретности, что это было неизвестно даже многим подводникам. В 1963 году группа подводников из Обнинского учебного атомного центра, приехавшая в Калугу для посещения музея космонавтики им. К.Э. Циолковского, обнаружила на видном месте модель «Народовольца». На недоуменный вопрос, как она сюда попала, экскурсовод объяснил, что для жизнедеятельности человека в космосе в замкнутом объеме опыта, кроме как у подводников, в стране не было.

Владимир Ваганов, капитан 1-го ранга в отставке

Обновлено ( 04.09.2013 07:12 )