payday loans
Индекс материала
Аликов В.И. О коротком жизненном пути К-244
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Все страницы

 

Эту запомнившуюся встречу помог провести командир К-429 (сменивший арестованного Суворова) Темнов В.П., мой однокашник по ВВМУРЭ им. А.С.Попова.

Немало полезного мы узнавали от ветеранов атомного подводного флота, являвшихся нашими преподавателями или руководителями Учебного центра. Это – В.А.Ваганов, Ш.Е.Данелия, Г.П. Онопко, М.М.Чубич и другие.  Я знаю, что они воздерживались рассказывать нам многое из того, через что прошли. Под видом подготовки нас к сдаче зачётов по действующим Директивам (с описаниями происшествий) они ограничивались пересказом тех Директив, не развивая изложенное в них и не комментируя с позиций собственного опыта. Считаю такое ограничение серьёзной ошибкой в обучении персонала, препятствующей предотвращению аварийности, но в немалой степени способствующей повторению происшествий, многие из которых в Директивах не были упомянуты.

 

После освоения основного объёма программ индивидуальной подготовки, - перешли к отработке групповой, с особым вниманием к разбору действий. Поскольку именно в процессе разбора каждый участник учебного мероприятия может понять результат своих действий, - разбор в обучении – главное.

В соответствии с программой Учебного центра идущих одно за другим плотно, когда после тренировки Корабельного боевого расчёта (групповой подготовки) шли занятия по специальности, - в небольших разобщённых группах. Сразу после тренировки КБР провести её анализ, а затем и разбор действий каждого из состава КБР было невозможно. Поэтому я установил, что разборы тренировок КБР проводили по субботам, после «трудовой» учебной  недели. К тем разборам готовились тщательно: штурмана делали демонстрационную схему, минёры – устанавливали результаты стрельб, гидроакустики проводили расчёты взаимных дальностей обнаружения и оценивали скрытность действий …

Подобным образом (но в меньшем объёме подготовки к разбору) проводили разборы действий Главного командного пункта ПЛ по управлению манёврами и при борьбе за живучесть.

Преподаватели и руководство Учебного центра хвалили эту работу, инициированную мной, командиром К-244, и проводимую с составами ГКП и КБР,  но участия в этой работе не принимали.

Полагаю, - ошибочно, поскольку в процессе тех разборов обнаруживались не только индивидуальные оплошности и просчёты отдельных обучаемых, но обнаруживались и прорехи программ обучения.

 

Предыдущая моя служба сложилась так, что Белое море, где предстояло проводить заводские ходовые и Государственные испытания,  было мне незнакомо. Ещё более несведущ в этом был старпом, «Черноморец». Этот пробел был неприемлем. Его надо было устранить, притом до прибытия К-244  на Белое море.

В конце октября 1984г. начальник Учебного центра удовлетворил мою просьбу и направил меня на стажировку на АПЛ К-299, которая проходила в Белом море заводские ходовые испытания. Прибыл в Северодвинск, представился командованию бригады, перебрался на о. Ягры, нашёл руководителя сдаточной базы Адмиралтейских верфей, с его помощью разместился на буксире, направлявшемся из Северодвинска в Умбу, где К-299 проходила проверку полей, и на этом буксире благополучно прибыл, куда надо. На переходе из Северодвинска в Умбу с мостика практически не сходил, привыкая к «картинкам» незнакомого театра плавания, запоминая их.

На К-299 представился удивившемуся командиру М.И.Клюеву и невозмутимому Ю.А.Стемковскому, замкомбригу, - куратору  многих  командиров  атомных  подводных  лодок,  построенных  Адмиралтейскими  верфями. В следующем, 1985 году Ю.А.Стемковский курировал меня. Он тогда многому меня научил и много мне помог.

 

Примерно полтора суток я провёл на борту К-299, познакомился с организацией работ, организацией испытаний и с бытовыми условиями на корабле. За это время многого не узнал, но К-299 уходила на продолжительные испытания, участие в которых для меня было желательно, но не было возможно.  Во-первых, потому, что я всегда стремился как можно больше находиться в своём экипаже, тем более, что старпом К-244 был склонен  «пускать дело на самотёк». И, во-вторых, потому, что Учебный  центр ожидал посещения генерала армии Говоровы В.Л., который, вступив в должность  Главного инспектора Министерства обороны СССР, был намерен в течение недели сам пройти обучение, узнать о современном состоянии флота, а заодно и «простимулировать» учёбы подчинённых, генералов – инспекторов, которые прибыли вместе со своим новым начальником.

Такое стремление военачальника, от которого зависело развитие Военно-морского флота, обнадёживало. И всё же прибытие военачальника с полномочиями Главного инспектора Министерства обороны СССР в любую воинскую часть было событием с непредсказуемыми последствиями, вплоть до снятия с должности, притом за то, чего ни кто не мог даже предположить.

Поэтому прибытия Главного инспектора Министерства обороны В.Л.Говорова в Обнинский Учебный центр ВМФ ожидали в большом волнении.

Поскольку до учёбы в Обнинском Учебном центре Главный инспектор Министерства обороны СССР прибыл поучиться в подобном Учебном центре ВМФ, расположенном в  Палдиски, где готовили экипажи подводных лодок - носителей баллистических ракет, - туда из Обнинска отрядили «разведчика», -  заместитель начальника Учебного центра, капитан первого ранга А.С.Гончарова.

Возвратившись из «разведки», А.С.Гончаров на совещании всего начальствующего состава сообщил, что Говоров В.Л. немногословен, строг, внимателен и требователен ко всему, в чём выражается воинский порядок, а ест только нежирный натуральный и очень свежий творог и пьёт только Ессентуки № 17.

А.С.Гончаров рассказал, что в Палдиски страху от генерала армии Говорова В.Л. натерпелись все. Поголовного снятия с должностей в том Учебном центре смогли избежать с большим трудом, буквально чудом.



Обновлено ( 19.07.2011 19:33 )