payday loans
Индекс материала
Аликов В.И. О коротком жизненном пути К-244
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Все страницы

Но Ю.А.Стемковский  поставил меня «на место», напомнив соответствующее положение Руководства по буксировке кораблей, которым установлено, что старшим является командир переводимого в доке корабля.

Тогда я попросил диспетчера ещё раз доложить о реальных погодных условиях и о прогнозе на время, в течение которого мы должны пройти разведённые мосты. Прогноз был неблагоприятным, ожидалось усиление ветра. Потому я объявил, что рисковать нельзя, и в таких условиях выход переносится, откладывается на сутки. Ни кто из присутствовавших весьма опытных капитанов мне не возражал, а возражения представителей завода помог «погасить» Ю.А.Стемковский, который твёрдо сказал: «Понятно!»,  тем самым окончив совещание.

 

В следующий вечер мы снова собрались, около 00.30 отошли от заводской стенки, заняли место во главе формирующегося каравана судов и при разведении моста лейтенанта Шмидта энергично пошли навстречу Неве.

 Впечатление – незабываемое! Но любоваться красотами ночного Ленинграда мне лично было некогда. Буксиры работали умело и энергично, поскольку течение несло нас то к левому берегу, то вдруг к правому. Вдруг откуда-то налетал ветер, или на воде возникал бурун, в который тащило шеститысячетонный док …

При том, что ответственность за происходящее лежала на мне, - что-либо предпринять я не мог по незнанию, из-за полного отсутствия опыта прохождения «в эшелоне». Потому в действия капитанов я не вмешивался.

Некомпетентное состояние «начальника» в любых, тем более, в сложных операциях недопустимо.

Чтобы «главный на переводе лодки в доке из Ленинграда в Белое море» был состоятелен, - ему должна быть предоставлена возможность стажировки на сходном мероприятии. Не имея опыта, в ту ночь я  фактически был зрителем, «обучаемым на начальной стадии». Я слушал чёткий радиообмен в эшелоне и в караване, наблюдал за виртуозной работой буксиров и за отточенной организацией их взаимодействия, нашёл в происходящем сходство с тем, что я видел при прохождении Суэцкого канала «Березины» в 1980г. и «Кубани» в 1982г.

Глядя на буруны, куда тянуло плавдок, и видя, как док сносит ветром, я волновался крепко.  Это волнение было вполне обосновано. Я знал, что в прошлом плавдок наваливало на опоры мостов, и «Эшелон № 1» надолго застревал в Ленинграде. Такие происшествия случались и позже. Наш «Эшелон № 1» прошёл благополучно.

По набережной левого берега Невы параллельно с нами от Адмиралтейских верфей шла кавалькада легковых автомобилей, - это были судостроители, провожавшие нас. По мере нашего движения они поджидали нас за каждым очередным мостом и встречали наше появление «выше» моста бурными восторженными криками, слышными и на правом берегу Невы. Наши «провожающие» танцевали, размахивая бутылками и стаканами...

 

По мере движения «Эшелона № 1» от Ленинграда к Беломорску народ «матерел». «Матерел» и я. Казалось, что всё не так уж плохо и не так уж сложно. В Шлюзовые камеры нас ставили мастерски. Час – полтора, - и мы уже на новом «гидрогоризонте», идём  к очередному шлюзу. Вокруг – красоты осеннего Карельского перешейка. Огромное количество подосиновиков, подберёзовиков и других грибов видим возле стенок шлюзовой камеры. До них - буквально «рукой подать». На третий или четвёртый день такого зрелища я решил организовать сбор грибов для того, чтобы этот «подножный корм» употребить на улучшение питания. Ю.А.Стемковский одобрил задумку, и в очередном шлюзе, перешагнув через леер дока, с командой старателей я сошёл на берег. За полчаса набрали центнер прекрасных грибов и, довольные, возвратились.  Грибы почистили и поджарили на всех – а на доке, кроме нашего экипажа, было ещё человек сто судостроителей, и на ужин с удовольствием съели.

 А затем пришла расплата: у всех начался понос. По-видимому, что-то мы сделали не так. Всё бы ничего, здоровому человеку понос эпизодически полезен. Но дело в том, что наш плавдок уже вошёл в акваторию особой экологической охраны, - район Онежского озера. Слив отходов за борт здесь категорически запрещён. На транспортном плавдоке есть цистерны для сточных вод, но они рассчитаны на численность экипажа – 15 человек. А нас в дополнение к этим 15 было ещё 200 человек, и все поели грибов.... Ситуация была сложная, но мы её преодолели. Терпели до очередного шлюза, в котором происходил массовый выбег на берег…

В тех местах после нашего «прохождения» грибы наверняка  растут отменно! При этом экология Онежского озера не пострадала.

Однако не исключено, что то наше «приключение» - это «привет» от прошлогоднего «Эшелона № 1».

 

В Северодвинск прибыли в первых числах октября 1985г.

Первым делом нам приварили кормовые стабилизаторы. Из-за того, что были проведены эти большие сварочные работы,  а также из-за перехода в новый пункт базирования, удалённый от прежнего, необходимо было провести размагничивание корпуса подводной лодки.

Нас поставили на специальный стенд, оборудованный напротив главного стапеля СНП. На этом стенде проходили размагничивание «Акулы», «Граниты» и другие подводные гиганты. Капитан буксира, который ставил К-244 на стенд, развозил швартовные концы на бочки и помогал обтягивать эти  концы, возмущался тем, что я добился максимального натяжения этих концов. Торопя меня, капитан на весь рейд советовал мне «кончить заниматься ерундой», поскольку, де, лодка никуда не денется, ведь бочки стенда способны держать «Акулы». Но я настоял на том, чтобы швартовы, поданные с лодки на бочки, натянули, как струны.

Размагничивание шло несколько суток, в течение которых я неотлучно был на борту ПЛ с «полновесным« составом боевой смены.

В конце работ вдруг налетел ураган, сила ветра 40 м/сек.

При получении предупреждения о таком ветре корабли должны уйти со стендов СБР и т.п., перейти к стенке и накрепко «привязаться». Сами мы этого сделать не могли, но буксир нам не дали, поскольку   «береговое» начальство озаботилось другими, «своими» кораблями.

Поэтому под ураганным ветром К-244 более двух суток стояла на стенде.



Обновлено ( 19.07.2011 19:33 )