payday loans

Радиотехническая служба экипажа К-244 – быстрый старт


Тридцатилетний отрезок жизни стирает из памяти многие детали службы на действующем флоте. Но совместная работа с личным составом радиотехнической службы К-244  рельефно проступает из череды повседневных событий тех дней. Этому есть  объяснение. Мое становление как флагманского специалиста РТС 33 дивизии подводных лодок происходило на фоне становления экипажа только что принятой от промышленности подводной лодки. Мы совместно с личным составом радиотехнической службы пл , каждый на своем уровне, учились и набирали силы  спаянные общими целями и задачами, решаемыми соединением. Именно на этом этапе деятельности РТС К-244 хотелось бы остановиться ниже. Для подводной лодки и ее радиотехнической службы это был, как сейчас говорят «быстрый старт». Задачи перед соединением стояли очень серьезные, а выполнить их было необходимо в кратчайшие сроки.  
Радиотехническая служба К-244, перед обучением и приемом подводной лодки, укомплектовывалась моим предшественником капитаном 2 ранга В. Хотиным и в период приемки корабля от промышленности для меня представляла определенную загадку. Знакомство  произошло в первый же день прихода пл в базу. Еще не успел остыть подаренный командованием зажаренный поросенок, а командир, капитан 2 ранга В.Аликов, обошел всех флагманских специалистов соединения и представил свои службы, дав краткую характеристику личного состава и поделился  всеми текущими проблемами. Для меня было очень приятно, что еще один  специалист РТС в лице капитана 2 ранга Аликова достиг высокого звания «командир корабля». Еще более приятным было узнать от командира, что текущих проблем у РТС корабля нет и личный состав готов к нашей совместной работе. Необходимо отметить, что практика непосредственного взаимодействия с флагманскими специалистами соединения и объединения была характерна для стиля работы Владимира Ивановича. Не мене раза в неделю он, не откладывая в долгий ящик, решал все текущие проблемы корабля с флагманскими специалистами. Разговор он вел настойчиво, упорно, но корректно и, самое главное, компетентно. Оперативно решались все текущие проблемы, связанные с укомплектованием РТС личным составом, ремонтом материальной части, организацией радиотехнической   подготовки.
Первое настоящее знакомство с личным составом радиотехнической службы К-244  произошло в процессе подготовки и сдачи кораблем задачи Л-1. В соединении в это время практиковалось «перманентное» участие  штаба в приемке первой курсовой задачи. Сущность такой методики заключалась в планомерной заблаговременной работе штаба  по оказанию помощи  боевым частям и службам корабля. Выявленные заблаговременно недостатки в реальные сроки могли быть устранены личным составом под контролем и при участии флагманских специалистов. Таким образом, к приемке задачи командиром корабля боевые части и службы  подходили, как говориться, «во все оружия».  Проверка штабом качества приемки корабля командиром  превращалась в формальность. Такой тон работы штаба задавал его начальник- капитан 1 ранга Р. Чеботаревский (в последствии командир дивизии, контр-адмирал). Но даже при такой «активной жизненной позиции» штаба, мало кому из экипажей соединения удавалось с первого раза сдать задачу Л-1. Слишком большой был объем работы и очень высокими были требования со стороны штаба соединения.  Но для радиотехнической службы К-244 и экипажа в целом  это было под силу! В лице начальника РТС капитана 3 ранга Ю.Онучина я нашел единомышленника и настоящего помощника. Этот немногословный, чрезвычайно скромный и обладающий превосходным чувством юмора человек был принципиальным, даже жестким во всем, что касалось подводной службы и нашей специальности. Многочисленные замечания по отработке элементов задачи РТ-1, характерных для вновь сформированных экипажей, были доработаны и устранены качественно и в самые короткие сроки. Совместная деятельность по отработке задачи РТ-1 показала- радиотехническая служба хорошо укомплектована личным составом благодаря совместной деятельности  командира корабля и моему предшественнику на должности ФРТС,  слаживание личного состава произведено в результате упорной деятельности Юрия Ивановича Онучина и его командиров групп старшего лейтената А.Федоскина и старшего лейтенанта А.Пименова.
Первое впечатление о радиотехнической службе К-244 не оказалось ошибочным. Все задачи, которые  стояли перед ней, были выполнены с отличными результатами. При этом  задачи не всегда были простыми…
Так, например, первая сдача задачи Л-2 было совмещена с испытаниями новой аппаратуры  обработки гидроакустической информации. Работоспособность и возможности этой аппаратуры очень интересовали командование Северного флота. Поэтому старшим на борту пл  на выходе в море  был  первый заместитель Командующего СФ вице-адмирал Ф.Громов ( в последующем Главнокомандующий ВМФ). К выходу в море готовились тщательно. Доставили аппаратуру, решили вопрос с ее подключением к гарантийному акустическому комплексу, отправили на учебу инженера ГАГ старшего лейтенанта С.Курбатова и они вместе с старшим лейтенантом А.Федоскиным ювелирно подключили аппаратуру к ГАК. Несмотря на то, что разработчики аппаратуры отправили в море своих операторов, офицеры активно принимали участие в испытаниях и их мнение для меня было основным. Профессионализм специалистов-гидроакустиков позволил им за неделю, проведенную в море, настолько объективно оценить достоинства и недостатки экспериментальной аппаратуры, что  последующие ее испытания   практически ничего не добавили к сделанным на этом выходе выводам. Необходимо отметить, один курьезный случай, произошедший при первом погружении пл на этом выходе. Сразу же после погружения меня вызвал на БИП вице-адмирал Ф. Громов и показал на планшет и экран БИУС, на котором по докладам акустиков было нанесено более полутора десятков целей. Претензия первого зам командующего СФ заключалась в том, что сразу же после погружения не были рассчитаны сектора безопасного расхождения с целями, а следовательно, существовала возможность попадания пл в трал одной из целей. Пришлось доказывать, что цели дальние, что радиолокатором они не наблюдались при погружении пл,  и что оператор БИП (Начальник РТС) укладывается при расчетах в нормативы, определенные руководящими документами. Мои доводы успокоили старшего на борту. Какое же было наше удивление, когда по произведенным расчетам ближайшая цель оказалась на дистанции  около 18 миль, хотя отметка на индикаторе ГАК была как от ближней цели. Замерили уровень акустических помех. Помеха оказалась значительно меньше, чем у остальных подводных лодок соединения!  Подводная лодка и гидроакустический комплекс  были изготовлены промышленностью и приняты экипажем качественно. Это и в дальнейшем неоднократно подтверждалось при несении пл боевой службы, на учениях и при выполнении пл учебнно-боевых задач. Приведу только один пример. На двухсторонних учениях Северного флота  в 1989 году пл К-244 с 603 экипажем, находясь практически в одной точке, сопровождала подводную лодку условного противника в течение  2.5 часов, используя активный режим работы комплекса!
Первая сдача курсовых задач, связанных с торпедными стрельбами прошла также успешно. Все стрельбы были выполнены на «отлично». В этом большая заслуга командира ЭВГ старшего лейтенанта Пименова и инженера ЭВГ старшего лейтенанта Секержицкого. Они виртуозно работали на БИУС. Большую помощь в достижении этого мастерства им оказал помощник начальника штаба по ЭВТ капитан 3 ранга В. Паршуков, который постоянно находился на кораблях и отрабатывал расчеты БИУС, особенно в вопросах взаимодействия с аппаратурой минно-торпедной боевой частью, которые были чрезвычайно актуальны.  Необходимо отметить, что наше родное училище, ВВМУРЭ им.А.С.Попова, в начале- середине 80-х годов готовило  своих выпускников с высочайшим качеством и они очень быстро входили в курс своих служебных обязанностей. Многие из выпускников этого периода стали командирами кораблей и соединений.
Но настоящим испытанием для экипажа и радиотехнической службы К-244 стала первая боевая служба. Подводная лодка участвовала в поисковой противолодочной операции «Атрина» в составе пяти подводных лодок в непосредственной близости от берегов Америки. И в этом сложном походе личный состав РТС оказался на высоте. Послепоходовый анализ показал, что средства наблюдения корабля использовались грамотно,  потенциальные возможности, заложенные в  технике были реализованы полностью. Корабль возвратился в базу, выполнив все задачи, с исправной материальной частью и большим опытом плавания, приобретенным  личным составом в море.
По результатам первого года  боевого использования подводной лодки в составе соединения  радиотехническая служба вошла в тройку лучших.  Личный состав РТС с честью выдержал огромную нагрузку первого года боевой деятельности.
В дальнейшем «быстрый старт» и закалка, полученная в этот период экипажем,  позволили личному составу решать задачи любой сложности и добиваться любых высот мастерства. 

ФРТС 33 дивизии подводных лодок (с 1986 по 1991 год)

В.Ермолаев

 

Добавить комментарий


Поддержка экипажа АПЛ "Нерпа"

Сикорская Л.В. - Пилотка Маринеско
  Прощайте, красотки! Прощай, небосвод! Подводная лодка уходит под лед. Подводная лодка - морская гроза. Под черной пилоткой ...
Читать 0 9004

Сикорская Л.В. - Ее Величество Подводная Лодка «Орел» и ее мужчины
Краткая библиографическая справка об авторе Меня зовут Лидия Владимировна Сикорская. Я преподаватель, врач. Окончила С-ПМА. ...
Читать 0 9426

Ваганов В.А. Трудные мили К-19
Трудные мили К-19 50 ЛЕТ НАЗАД ПЕРВАЯ АТОМНАЯ РАКЕТНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ СТАЛА БОЕВОЙ ЕДИНИЦЕЙ ВМФ ...
Читать 0 3603

Ваганов В.А. - Последним романтикам ушедшего века
                    Последним романтикам ушедшего века К 60-летию производства в офицерыМинуло больше, чем полвекаНо ...
Читать 0 3829

Голованов Э.В. - Объективная реальность
От редакции САЙТа К-244: Предлагаемая статья Э.В.Голованова содержит примеры того, как моряки-профессионалы справлялись с ...
Читать 0 7419

Коржавин В.А. - Формирование кадрового резерва
ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА Кадры решают все. Эти слова Сталина наверное известны всем. Но не только он говорил об этом. ...
Читать 0 21442

ЮБИЛЯРЫ 2014 ГОДА
ЮБИЛЯРЫ 2014 ГОДА   Наступивший 2014 год ознаменован юбилеями событий, формирующих и укрепляющих многие традиции, притом ...
Читать 0 6460

Коржавин В.А., Курск
В настоящей статье я попытаюсь объективно и доходчиво изложить свое мнение о гибели атомного подводного крейсера «Курск». В ...
Читать 0 24252

ДЕНЬ ПОДВОДНИКА НА ЛАО «ОТПРАЗДНОВАЛИ» БЕЗ ПОДВОДНИКОВ
ДЕНЬ ПОДВОДНИКА НА ЛАО «ОТПРАЗДНОВАЛИ» БЕЗ ПОДВОДНИКОВ Телевизионная программа МОРСКИЕ ВЕСТИ показала, как 19 марта 2013г. ...
Читать 0 27076

Коржавин В.А - Стереотипы
Редакция САЙТа К-244 представляет читателям статью контр-адмирала запаса Коржавина В.А., многоопытного командира – подводника ...
Читать 0 27813

Ваганов В.А. 110-летию со дня рождения академика И.В.Курчатова
110-летию со дня рождения академика И.В.Курчатова (по воспоминаниям президента Президиума АН СССР Академика А.П. Александрова) Игорь ...
Читать 0 6783

Аликов В.И. Письмо в поддержку К-152
Письмо в поддержку К-152 17 сен. в 10:46Дорогие боевые друзья и соратники!Совет Ассоциации считает необходимым поддержать инициативу ...
Читать 0 12109

Аликов В.И. Обеспечение безопасности и боеспособности ПЛА пр. 671РТМ в ППО «Атрина»
Обеспечение безопасности и боеспособности ПЛА пр. 671РТМ в ППО «Атрина» Организационный комитет научно-практической конференции ...
Читать 0 13246

Аликов В.И. Сообщение о несостоявшейся конференции
Аликов В.И. Сообщение о несостоявшейся конференции В 2012г. исполнилось 25 лет Операции «Атрина» и 50 лет Операции «Кама». После ...
Читать 0 14812

Кетов Р.А. Становление командира подводной лодки
Становление командира подводной лодки Вся моя «морская» жизнь проходила на окраинах нашей страны в учёбе, в учениях и боевых ...
Читать 0 22005

Важенин В.В. Испытание на прочность
И С П Ы Т А Н И Е Н А П Р О Ч Н О С Т Ь За многолетнюю службу моряком-подводником Рюрику Александровичу Кетову приходилось не ...
Читать 0 11696

Лавров В.Н. Контакт с целью потерян
Впервые свет на события полувековой давности проливает настоящая публикация, принадлежащая перу непосредственного участника ...
Читать 0 14994

Ковалев С.Н. О том, что есть и было
Серге́й Ники́тич Ковалёв (15 августа 1919, Петроград — 24 февраля 2011, Санкт-Петербург) — генеральный конструктор советских ...
Читать 0 13895

Ваганов В.А. Санкт-Петербург - родина отечественного подводного кораблестроения
Санкт-Петербург - родина отечественного подводного кораблестроения Предыстория Горечь поражения России в Крымской войне ...
Читать 0 7571

Аликов В.И. К-244 в операции Атрина
  К-244 в операции «Атрина» ОЦЕНКА ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ К ОПЕРАЦИИ «АТРИНА», АНАЛИЗ и ОЦЕНКА НЕКОТОРЫХ ДЕЙСТВИЙ К-244 В ХОДЕ ...
Читать 0 30538