payday loans

ЮБИЛЯРЫ 2012 года

Среди событий, которые в период «холодной войны» оказались наиболее значительными, особо выделяют две крупномасштабные операции ВМФ СССР в Западной Атлантике, «Кама» и «Атрина», с участием подводных сил Северного флота. Действия подводников Северного флота в ходе тех операций реально повлияли на развитие политической ситуации. Как ни странно, внешне вроде бы неуспешные действия 1962года имели положительные последствия для СССР и для ВМФ, а после весьма успешных действий 1987года началось активное уничтожение военной мощи СССР и мощи Военно-морского флота СССР, в частности, что обеспечивало уничтожение государства СССР в целом.
В 2012 году ветераны Северного флота намерены отметить пятидесятилетие операции «Кама» и двадцатипятилетие операции «Атрина».
Из массы общедоступной информации об операциях «Кама» и «Атрина» напомню основное.

Операция ВМФ СССР «Кама» проводилась в 1962 году в рамках операции «Анадырь», - развёртывание на Кубе группировки Вооружённых Сил СССР, в ответ на отказ руководства США устранить угрозу СССР, - убрать с территории Турции размещённые там ядерные ракеты США
В процессе операции «Анадырь» по плану Генштаба ВС РФ, к 25.10.1962г на Кубу было завезено 42 тыс. человек, 36 БР Р-12, полк морской авиации ИЛ-28, всего 164 ядерных боезарядов.
По плану операции «Кама» на Кубе предполагалось развернуть два соединения Северного флота: дивизию дизельных ракетных ПЛ и бригаду дизельных торпедных ПЛ. Эти два соединения подводных лодок должны были образовать 20 Эскадру ПЛ и базироваться в порту Мариэль (близ Гаваны).
Но дивизия ракетных ПЛ на Кубу не пошла, а четыре подводные лодки 69 бригады ПЛ из состава 4 ЭскПЛ СФ: Б-4, Б-36, Б-59 и Б-130, все - проекта 641, 1 октября 1962г. вышли из губы Сайда, имея задачу: 20 октября 1962г. скрытно прибыть в порт назначения Мариэль. Старшим шёл комбриг - 69 капитан 1 ранга Агафонов Виталий Наумович, на Б-4.
Подводные лодки 69 бригады впервые в истории ВМФ должны были совместно действовать в столь удалённом районе, - действовать без обеспечения, и в закритических климатических условиях. Впервые в истории ВМФ эти подводные лодки отправились в дальний поход, для выполнения боевой задачи, имея на борту тактическое ядерное оружие, - по одной торпеде с ядерным боеприпасом
На переход дизельных подводных лодок была назначена скорость 9 узлов. Для дизельных подводных лодок, имеющих ограничения по использованию энергоресурса, такая средняя скорость перехода на маршруте протяжённостью более 4000 миль не совместима с задачей сохранения скрытности. В подводном деле чудес не бывает, поэтому эта ошибка планировщиков стала роковой.
Натолкнувшись при подходе к Кубе на мощное противодействие ВМС США, подводные лодки 69 бригады не смогли в назначенный срок скрытно прибыть в порт назначения. Израсходовав запас электроэнергии на уклонение от противолодочных сил США, три подводные лодки: Б-36, Б-59 и Б-130, были вынуждены всплыть под прицелом кораблей США, о факте донести на ЦКП ВМФ и оставаться в районах на подходе к Кубе, ожидая распоряжений. Лишь Б-4 не была обнаружена силами ВМС США.
Обнаружив значительную группировку Вооружённых Сил СССР в непосредственной близости территории США, в том числе обнаружив несколько подводных лодок ВМФ СССР, Президент США Д.Кеннеди начал переговоры с руководством СССР и согласился убрать ракеты США с территории Турции. В ответ руководство СССР убрало с Кубы значительную часть войск и всё ядерное оружие, а также распорядилось возвратить все подводные лодки 69 бригады в базу.
Таким образом, цель операции «Анадырь» была достигнута. В ходе этой операции именно подводники 69 бригады ПЛ имели непосредственный контакт с силами вероятного противника и вполне достойно выполнили свой долг, а также приобрели бесценный, практически боевой опыт. Три лодки возвратились в базу нормально, а Б-130 - с неисправными дизелями.
За «потерю» (неизбежную! по вине планировавшего операцию Генштаба ВС СССР) скрытности командиры подводных лодок были руководством Министерства обороны СССР подвергнуты суровой критике. Но Б-4 была поощрена: приказом ГК ВМФ 18.01.1963г. в качестве отличия по итогам похода к Кубе и как продолжатель славных традиций подводников периода Великой Отечественной Войны, была удостоена почётного наименования «Челябинский комсомолец», - наследника славной ПЛ М-105.

Операция ВМФ СССР «Атрина» была в 1987г. проведена в том же районе, где в 1962г. четыре дизельные подводные лодки не смогли преодолеть мощное противодействие ВМС США.
В ходе операции «Атрина» пять атомных подводных лодок 33 дивизии Первой Флотилии Северного флота: К-244, К-298, К-299, К-524 и К-527, все - проекта 671 РТМ, успешно преодолели все противолодочные рубежи, скрытно заняли назначенные районы вблизи главных баз Атлантического флота США, в течение примерно месяца успешно выполняли все поставленные задачи и затем перешли в другие районы действий, где так же успешно решили новые задачи. Через три месяца после выхода все подводные лодки благополучно возвратились в базу.
При этом впервые столь крупная группировка сил ВМФ СССР весьма успешно действовала в районе реальных жизненных интересов США, в непосредственной близости от побережья США.
Подводные лодки действовали каждая самостоятельно, но по единому замыслу и плану. Командир 33 дивизии ПЛ контр-адмирал Шевченко Анатолий Иванович находился на АПЛ К-299.
Подводники пяти атомоходов, принявшие участие в операции «Атрина», приобрели бесценный опыт успешных действий в удалённом районе, отличающемся максимальным сосредоточением противолодочных сил и средств ОВМС НАТО и США, а также и сложнейшими климатическими и гидрологическими условиями, по ряду параметров являющимися критическими для боевых кораблей

Краткая СПРАВКА о подводных лодках, участвовавших в тех славных делах:
Б-36 зав. № 765, заложена 29.04.58, спущена на воду 31.08.58, сдана флоту 30.09.1959, отв. сдатчик А.Г.Скородумов В операции «Кама» командир -капитан 2 ранга Дубивко А.Ф.

Б-130 зав № 779, с дизелями 37Д. заложена 22.08.1959, спущена на воду 17.12.1959, сдана флоту 22.09.1960г. отв. сдатчик А.Ф.Зыков В операции «Кама» командир - капитан 2 ранга Шумков Н.А.

Б-59 зав № 786 заложена 21.02.60 спущена на воду 06.06.60 сдана флоту 10.06.61 отв. сдатчик В.Е.Спиридонов принял ПЛ (кап.3 ранга Егин В.М.?) В операции «Кама» командир - капитан 2 ранга Савицкий В.Г. (старший на борту НШ 69 БПЛ кап. 2 ранга Архипов Василий Александрович)

Б-4 зав № 788 заложена 14.06.60 спущена на воду 03.10.60 сдана флоту 31.08.61 отв. сдатчик А.Г.Скородумов В операции «Кама» командир - капитан 2 ранга Кетов Р.А. (старший на борту комбриг)

Все названные лодки спроектированы ЦКБ «Рубин», построены ЛАО (завод № 196)

К-524 зав № 01636 заложена 07.05.1976, спущена на воду 31.07.77, сдана флоту 26.12.1977г. отв. сдатчик А.Е.Житенев, к-р капитан 1 ранга Русаков С.И., в «Атрине» командовал кап.2. р Смелков А.Ф.
К-527 зав № 01643 заложена 28.09.1976, спущена на воду 24.07.1981, сдана флоту 30.12.1981. отв. сдатчик С.П.Зеленский, принял ПЛ к-р…….., в «Атрине» командовал кап.2. р Муратов Б.Ю., старший - НШ 33 дивизии капитан 1 ранга Чебртаревский Р.З.
К-298 зав № 01645 779 заложена 25.02.1981г. спущена на воду 14.07.1982, сдана флоту 27.12.1982 отв. сдатчик Б.А.Башарин, к-р Любкин В.И. в «Атрине» командовал кап.2. р. Попков Н.А.
К-299 зав № 01649, заложена 01.07.83, спущена на воду 29.06.84, сдана флоту 22.12.84 отв. сдатчик В.П.Сорока к-р капитан 1 ранга Клюев М.И., он же командовал ПЛ в операции «Атрина», старший на борту контр-адмирал Шевченко А.И.
К-244 зав № 01652 заложена 25.12.1984г. спущена на воду 09.07.1985, сдана флоту 25.12.1985 отв. сдатчик Ю.Н.Герловин, к-р капитан 2 ранга Аликов В.И., он же командовал ПЛ в операции «Атрина».

Все названные подводные лодки спроектированы СПМ БМ «Малахит», построены ЛАО.

Полагаю, в процессе подготовки к юбилейным мероприятиям должен быть доведён до решения вопрос о присвоении статуса ветеранов боевых действий всем участникам операции «Кама».
Кроме того, необходимо решить проблему признания труда по обслуживанию и обеспечению ядерных боеприпасов на борту кораблей ВМФ личным составом тех кораблей, - поскольку этот труд моряков является видом деятельности, названной в Указе Президента РФ от 23.08.2000 г. № 1563 и постановлении Правительства РФ от 22.02.2001 г. N 145, за которую персоналу, осуществившему эту деятельность, установлено дополнительное материальное обеспечение, в размере 50% оклада, и проч.

В процессе подготовки и проведения юбилейных мероприятий участники тех событий должны поделиться своим бесценным опытом с современными моряками, а также исправить многочисленные искажения информации о тех событиях, - и те безвредные искажения, которые допущены невольно по незнанию, но особенно те, которые сочинены злонамеренно и навязываются наиболее активно.
В связи с этим напомню, что одна из особенных обязанностей каждого командира состоит в защите достоверности информации о том, чем он командовал, и о деятельности тех, кем командовал. Для того, чтобы эта информация была достоверной, - этот командир должен о пережитом рассказать сам, тем самым обеспечить и сохранение опыта (своего и коллег), и защиту исторической правды.
Если этого не делать, - «вакуум» заполнят домыслы, которые в большей части злонамеренны. Это подтверждают «труды» авторов, даже имевших связь с Флотом (например, В.Д.Рязанцев)
 
Подготовка к проведению юбилеев начата. Просим присылать соответствующие предложения и материалы, для их размещения на САЙТе К-244 и для издания в составе готовящегося СБОРНИКА.

 

Добавить комментарий


Поддержка экипажа АПЛ "Нерпа"


Написать письмо