payday loans

Темнов В.П. Из книги Темнова В.П. "Моя жизнь, служба, судьба" - Страница 5

Индекс материала
Темнов В.П. Из книги Темнова В.П. "Моя жизнь, служба, судьба"
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Все страницы

Летом 1974 года я женился (до того оставаясь единственным среди офицеров экипажа холостяком). Моя жена приехала в Обнинск, но жилья в общежитии мы не получили. На этой почве я даже повздорил с зам.политом кап. 3 ранга Якубовским Николаем Степановичем.

В Уставе внутренней службы ВС СССР в 1-й статье записано, что служба в Вооруженных Силах является особым видом государственной службы. У меня никак не укладывалось в голове, как это так, что офицеров, состоявшими  на государственной службе, не могут обеспечить жильем, и почему об этом не докладывают командованию в Москву вплоть до Министра Обороны. В то время преподавателям УЦ жилья не давали годами, и они занимали комнаты в общежитии, где должны были жить подводники, прибывшие на обучение.

Жилья до окончания обучения мы так и не получили и снимали с женой комнаты у жителей города Обнинска. С одной семьей из Обнинска  Мерзликиными мы до сих пор общаемся, как близкие родственники. Лейтенант в УЦ получал в то время 200 руб., а за комнату платили 30 руб., но на жизнь вполне хватало. По старому месту службы на Севере я получал до 400 руб. со всеми надбавками.

Хочется выразить особую благодарность преподавателям учебного центра за наше обучение. Ведь преподавателями УЦ были  люди,  которые стояли у истоков создания атомного подводного флота страны и прошли нелегкую службу на 1-м поколении  атомных подводных лодок. Они с честью выходили из аварийных ситуаций, не один раз горели, облучались и тонули на своих подводных лодках и имели большой опыт в их эксплуатации. Благодаря им мы получили хорошие знания и твердые навыки в обслуживании вооружения и техники, в боевом применении оружия подводной лодки и просто хорошей морской практике. Прибыв после обучения в 11 дивизию, мы уверенно выходили в море и выполняли свои обязанности на высоком организационном и техническом уровне.

В 1975 году экипаж успешно закончил обучение и вернулся к постоянному месту базирования, в Западную Лицу. В состав 11 дивизии уже входила головная пла пр. 670М – «К-452». Но строительство других корпусов  данной серии пла застопорилось из-за низкого качества стали для прочного корпуса. Наш экипаж был вынужден заниматься хозяйственными работами на дивизии. Хочется отдать должное нашему командиру, кап. 2 ранга Ворошнину В.Н., который не хотел распада и деградации экипажа. Он убедил командование 11-й дивизии в необходимости сохранить боеспособный экипаж и отработать хотя бы курсовую задачу № 1 на единственной на то время пла пр. 670-М «К-452» и береговые элементы других курсовых задач, что и было сделано. Экипаж был сохранен, но уже во главе с другим командиром, кап. 2 ранга Лукашенко. О причине смены командира я скажу ниже.

В Западной Лице мне опять, как и в Обнинске, жилья не дали. Но, я и моя жена смирились с этой «бедой». Эта вечная проблема всех Вооруженных Сил страны не решена до сих пор. Помните, как в романе Булгакова «Мастер и Маргарита», главный вопрос всех проблем – квартирный. Но мы были молоды и у нас в то время было уже много друзей в двух экипажах, где мне приходилось служить. Мне везло на хороших людей. Нас на время своего отпуска пустили пожить в свою комнату мой бывший подчиненный с 302 экипажа, старшина команды гидроакустиков м-н Катков Володя. Затем мы жили в квартире офицера, тоже с 302 экипажа, ракетчика ст.л-та Ледовского Владимира Михайловича, добрейшей души человек. Сам он в то время жил в казарме в г. Полярном, где проходила ремонт пла «К-87», куда он был назначен командиром ракетной боевой части.

Большая часть л/состава нашего экипажа прикомандировывалась на другие пла пр. 670 11 дивизии для отработки задач в море. Отзывы на прикомандированный л/состав экипажа кап. 2 ранга Ворошнина В.Н. были самые хорошие, мы старались держать свою марку и высокий авторитет экипажа «К-479». Даже ремонт «аварийного» туалета на причальной стенке был выполнен нашим экипажем с высоким качеством.

Весной 1975 года головная пла пр. 670М «К-452» готовилась в первую свою автономку в Средиземное море. Для несения полноценной трехсменной вахты на всех боевых постах и для практической отработки на  подводную лодку была прикомандирована и часть л/состава экипажа кап. 2 ранга Ворошнина В.Н..

Сам Ворошнин В.Н. был назначен командиром этой подводной лодки в связи с болезнью бывшего ее командира кап. 1 ранга Осипова. В 1-й боевой поход от нашего  экипажа были прикомандированы СПК кап.3 ранга Лушин В.П., я и еще около десяти человек. Старшим на походе был ЗКД 11-й дивизии кап. 1 ранга Хвощ, требовательный, грамотный, профессионал – подводник, человек, написавший в свое время прекрасное учебное пособие для всех подводников, выпустив книгу «Тактика подводных лодок ». Фактически, мы называли эту книгу несекретным вариантом ТР-ПЛа. На боевой службе он часто сидел в кресле командира в центральном посту, зорко следил за действиями экипажа и постоянно подкручивал свои пышные, как у Семена Буденного, усы.

На походе я исполнял свои прямые обязанности командира ГАГ, инженера РТС, а по готовности № 2 нес вахту в 1-й боевой смене на БИПе. Моим непосредственным начальником был опытный, надежный и хорошо подготовленный  офицер, кап.3.ранга  Валентин Бледный, (сегодня он преподает во ВВМИРЭ им А.С. Попова).

Вахтенным офицером 1-й боевой смены был кап. 3 ранга Горбунов Георгий  Игоревич, командир БЧ-2 этой пла, грамотный специалист, эрудированный офицер, имевший прекрасную память, знавший множество анекдотов, смешных историй и флотских баек, одним словом – душа 1-й боевой смены. В настоящее время он контр-адмирал запаса, проживает в Москве,  мы дружим семьями и часто встречаемся.

Помощником командира был кап. 3 ранга Сорокин Геннадий Александрович, грамотный, веселый и общительный человек. Он был вахтенным  офицер 3-й боевой смены, у которой мы принимали вахту при ее смене. Он постоянно заботился о качестве питания л/состава, разнообразии меню и доведении до каждого подводника положенного довольствия. Наши пути еще не раз пересекутся, и мы будем дружить семьями.

Перед выходом в море мы получили информацию о том, что по «пути» в Средиземное море в Атлантическом океане развернута какая-то новая гидроакустическая система поиска подводных лодок с излучателями типа «квакер», как тогда их называли. Но, пройдя путь в Средиземное время и обратно, проведя сотни исследований шумов океана, мы пришли к выводу, что это были биологические шумы. В настоящее время некоторые моряки предполагают, что это, возможно, инопланетные источники излучения.

За время похода,  находясь на вахте по БГ № 1 и № 2 в ЦП, я впитывал и запоминал все команды, все действия вахтенных начальников, что потом пригодилось мне в дальнейшей службе, но я об этом еще не знал.

Автономка прошла на отлично, экипаж проявил высокий профессионализм и выдержку. В Средиземном море мы следили за боевыми кораблями ВМС США, в том числе и за АВМ «Саратога», неоднократно выходили по ним в условную ракетную и торпедную атаки.

Дальний поход проверил каждого, на что он способен и чего он стоит, экипаж стал по-настоящему единой дружной семьей. Мы и по сегодняшний день бережем нашу дружбу, встречаемся, общаемся, помогаем друг другу.

Через 2 месяца мы вернулись в базу. Радость встречи с родными и близкими, с честью выполненная боевая задача переполняла наши сердца. Я почувствовал вкус и романтику подводной службы, хотелось после небольшого отдыха снова идти в поход. Но такого праздника для души, как дальний поход, пришлось мне ждать очень долго.

Начались суровые будни береговой службы. На берегу подводник сам себя обслуживает. Кроме поддержания боевой готовности своего корабля и своего профессионализма подводник в нашей стране вынужден заниматься ремонтом своей подводной лодки, ремонтом казармы, несением береговых нарядов, хозяйственными работами и т.д. и т. п.

С прибытием из похода флагманский специалист РТС 11 дивизии предложил мне  повышение по службе - место командира БЧ-4, начальника РТС на одной из подводных лодок нашей дивизии, но какой, было еще неизвестно. Строительство нашей пла «К-479» отодвигалось на неопределенный срок, и я согласился.

Через месяц, сдав отчеты за поход в штаб, а корабль другому экипажу, мы с женой улетели в отпуск. Но сначала был обязательный отдых в санатории в п. Мардакяны Аз.ССР на берегу теплого Каспийского моря. На Севере в то время еще шел снег, а в Каспийском море мы уже купались. В санатории дружба экипажа в составе семей стала еще крепче и надежнее.



Обновлено ( 31.10.2011 18:10 )