Как и многие дети того времени, я ходил в ясли, а затем - в детский сад.
В 1956 году я пошел в школу, и, в 1964 году окончив 8 классов с хорошими оценками, поступил учиться в ПТУ № 25 нашего района по специальности - электрик по ремонту промышленного электрооборудования.
Но мне не хотелось отставать от своих товарищей, а хотелось учиться дальше, чтобы получить высшее образование и стать инженером, (стать человеком, как тогда говорили). Поэтому в том же 1964 году я продолжил учиться в вечерней школе рабочей молодежи № 20 нашего района, параллельно учась в ПТУ. В то время такое совмещение в учебе запрещалось, но, очевидно, не очень строго, и по ходатайству моей мамы я учился сразу в 2-х учебных заведениях: в ПТУ и в школе.
Кроме того, я с интересом занимался в судомодельном, а затем автомодельном кружках Дома пионеров и Дома культуры школьников, увлекался филателизмом, собирая почтовые марки. Занятие филателизмом помогло мне очень хорошо изучить и знать всемирную географию. Дома я мастерил модели судов, парусников и любил пускать их в прудах нашего районного парка культуры и отдыха. Затем мною завладела любовь собирать радиоприемники на транзисторах, и я обменял все свои марки на кучу радиодеталей. Все это в дальнейшем и определило мою судьбу, когда я поступил в Высшее Военно-морское училище радиоэлектроники им А.С.Попова в г. Петродворце.
В 1966 году я с отличием закончил ПТУ по выше упомянутой специальности и, получив 3-й разряд, пошел работать на Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) в цех «Шасси-2» электриком. В этом цеху выпускали части переднего и заднего мостов ко всем автомобилям ГАЗа.
Моя зарплата составляла 90 руб. в месяц, которую я полностью отдавал родителям. В тот время отец получал около 120 руб., спиртными напитками он не злоупотреблял, мама получала около 70 руб, сестра училась в школе, и мы жили как средняя рабочая семья, но уже в другой, большой и просторной, коммунальной квартире со всеми удобствами и с горячей водой, где имели уже 2 комнаты. Раньше в этих квартирах в конце в 30-х годов жили иностранные специалисты, строившие Горьковский автомобильный завод, (бывшее название – завод имени Молотова. Помните автомобили с маркой «ЗиМ»). В бригаде электриков нашего цеха меня приняли хорошо. Работа мне нравилась, она была интересна, тем более, что в цех стали поступать станки с ЧПУ (числовым программным управлением). Авторитет мой постепенно рос, и меня стали уважать за мою самостоятельность, ответственность и аккуратность в работе, поручали мне сложные задания. Работать приходилось
Я продолжал учиться в 11-м классе вечерней школы и в 1967 году успешно ее окончил. В этом же году я пытался поступить в Горьковский политехнический институт на электротехнический факультет, но не прошел по конкурсу, (тяжело было тягаться с ребятами, которые заканчивали в то время школы с математическим уклоном). Но я не оставил свою мечту получить высшее образование по моей «электрической» специальности и пошел на подготовительные курсы от Политехнического института, продолжая работать на ГАЗе, увлекаться автомоделизмом, собирать радиоприемники на транзисторах, играть в хоккей, (даже за цеховую и заводскую команды), и в футбол. Кроме того, я с удовольствием помогал родителям работать на огороде, выращивать картошку и др. овощи.
Такая занятость и нагрузка закалили меня, и в дальнейшей жизни я справлялся со многими жизненными трудностями. Я до сих пор не могу отдыхать. Даже на отдыхе стараюсь найти себе работу.
1968 год круто изменил мою судьбу. Как-то в разговоре о моем дальнейшем жизненном пути мне мама посоветовала поступить в какое-нибудь военное инженерное училище. Ведь в то послевоенное время военных людей уважали, они жили на полном государственном обеспечении, им давали жилье, а после ухода в запас они получали неплохую пенсию. Я задумался. Мне исполнилось уже 18 лет, но меня почему-то не вызывали в военкомат повесткой для службы в армии, и весной этого года я сам прибыл и «сдался» военкому. В военкомате один служащий, побеседовав со мной, посоветовал мне поступать во ВВМУРЭ им А.С. Попова, который находился в Петродворце вблизи г. Ленинграда. В то время у меня не было никакого представления ни о военной службе, ни о военных инженерных училищах, (мама мне посоветовала поступить в высшее военное железнодорожное училище, прочитав о нем где-то в газетах). В моем роду никогда не было военных, разговоры и воспоминания о войне отец не любил, и я не имел никого представления о жизни военного офицера. А здесь, в этом предложении поступать в высшее, да еще военно-морское, да еще радиоэлектроники училище, стать военно-морским офицером, одеть самую красивую военную форму с кортиком на боку всколыхнуло во мне все мои мечты, фантазии и романтику о море, о белых парусах, о новой интересной науке – радиоэлектронике.
В военкомате мне сказали, что заявок на это училище у них не было, и мне вначале было отказано. Но моя настойчивость, мое желание учиться именно в этом училище и поддержка того служащего из военкомата помогли добиться направления на учебу. Я всегда с благодарностью вспоминаю того служащего из обл. военкомата, круто изменившего мой жизненный путь.
В начале лета
В училище я не расставался с транзисторным радиоприемником, который я смастерил еще на «гражданке» и который помещался в коробочке размером со спичечный коробок. Я его прятал во внутренний карман, который специально пришил к робе (так называлось рабочее платье на флоте), вставлял наушник в ухо и слушал мою любимую радиостанцию «Маяк» в свободное от учебы время и на физзарадке.
Моряков на Руси всегда учили на совесть! В душе я всегда был и остаюсь романтиком, и это помогало мне в жизни преодолевать все трудности.
Учеба в училище, корабельная и штурманская практика на учебном корабле «Бородино» с походом вокруг Европы, суровая морская практика, интересные дисциплины, прекрасные преподаватели, преодоление тягот и лишений военной службы, строгое выполнение распорядка дня, требовательность в учебе, воинская дисциплина, крепкая курсантская дружба, взаимовыручка, чистота взаимоотношений и честность, самостоятельность и ответственность в принятии решения - все это мне нравилось и увлекало. Приходилось много трудиться, но этого я не боялся.
С большой теплотой я вспоминаю нашего командира роты капитана 3 ранга Белячкова Геннадия Ивановича, который заменил нам и отца, и мать. Он был у нас прекрасным воспитателем, психологом, требовательным и заботливым, прекрасным моряком, выведшим нас впервые в море, в Финский залив, на 6-и весельных ялах. Это была наша первая морская практика. А как он переживал за нас на экзаменах! У нас все курсанты нашей роты успешно переходили на следующий курс.