payday loans
Индекс материала
Аликов В.И. История призовой атаки
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Все страницы

Поскольку «наш» противник был условным, не исключалось изменение общего плана состязаний. Непонятный характер маневрирования и другие действия кораблей из состава ОБК вынудили меня в 10.48 всплыть на 10 секунд на перископную глубину.

Визуально и радиолокатором цели не обнаружил, свидетельств экстренного вызова на связь не было. Это позволило считать, что ОБК в район не вошёл, маневрирует и перестраивается за его пределами, а нештатная работа ГАК НК означает лишь, что на этих кораблях нет «акустической дисциплины».

 

Из наблюдаемых нами гидроакустических комплексов кораблей выделялся ГАК «Звезда».

Мне было известно, что установленный на СКР «Жаркий» ГАК «Звезда» имеет высокую эффективность

В сложившейся обстановке я решил после вхождения ОБК в район в кратчайшее время первым атаковать и уничтожить дальноходной торпедой носитель ГАК «Звезда», - наиболее опасный корабль.

Помня указание руководителя торпедных стрельб О.М.Фалеева: стрелять в сторону берега, т.е., в южном направлении, в наши территориальные воды, - я маневрировал в северной части своего района, полагая, что ОБК пройдёт по центральной части района.

Но оказалось, что СКР с ГАК «Звезда» занимает в ордере ОБК крайнее северное положение.

Сближение К-524 с ГАК «Звезда» вело к неизбежному обнаружению лодки и, соответственно, к нашему поражению в бою с ОБК.

Чтобы не быть обнаруженным и не потерпеть поражение в бою с ОБК, мне пришлось изменить свой замысел, перейти в прибрежную, южную часть своего района и отсюда прорываться к центру ордера, где могла находится главная цель, - ракетный крейсер. Соответственно, торпеды первых залпов мне пришлось направлять в общем направлении «на север», т.е., от берега.

Желая, чтобы торпеды шли в сторону берега, руководитель упражнения О.М. Фалеев был должен сам сделать то, что было необходимо для выполнения его замысла: поставить «Звезду» с юга от главной цели, - это создало бы условия для выполнения его пожелания. Поскольку руководитель упражнения этого не сделал, - ответственность за стрельбу торпедами «в сторону моря» лежит на руководителе.

 

Маневрируя вблизи центра района, я ожидал, когда ОБК войдёт в назначенный К-524 район и станет доступным для моих торпед. Это выжидание было нелёгким.

В процессе наблюдения за наиболее вероятным противником (не исключая, что мы ошиблись, и «наш» ОБК окажется другим), маневрируя так, чтобы «Звезду» оставлять в носовом секторе, мы постепенно скатывались к северо-западной кромке района. Затем быстро возвращались в центр района и снова, наблюдая за «Звездой», постепенно приближались к ней…

 

Наконец, полагаю, около 12.00 10.10.1987г., ОБК со «Звездой» вошёл в район действий К-524.

КБР определил, что ОБК на весьма высоком ходу, на зигзаге, совмещая противолодочный и противоторпедный зигзаги. Гидролокаторы изменяли режимы работы. Я знал, что поисковые действия гидролокаторов кораблей поддерживают их радиолокаторы, а также самолёты и вертолёты корабельного и берегового базирования. Сигнальщики «противника» вели круговое визуальное наблюдение в мощные бинокли, с обещанием краткосрочного отпуска за обнаружение лодки…

В этой обстановке моё «подсматривание» в перископ для уточнения представления об этой обстановке, или применение радиолокатора, даже кратковременное и секторное, исключалось…

Резкопеременное маневрирование крайне затрудняло определение элементов движения целей и дистанции до них, и снижало эффективность применения самонаводящихся торпед.

 

В таких условиях маневрирование должно происходить относительно генерального курса цели, с учётом расположения кораблей в ордере. Этим и занимался корабельный боевой расчёт.

Когда был выявлен ордер (позиции кораблей в составе ОБК относительно главной цели), я, командир, избрал позиции для применения каждой из выданных мне шести торпед, рассчитал для своего максимального хода курс из текущей позиции в назначенные позиции, и К-254 помчалась…

На предельном ходу заняв первую из выбранных мной позиций, в 12.23.35 я дал на БИУС команду: «Пли!».

ЗАЛП прошёл, дальноходной торпедой атакован противолодочный корабль – носитель ГАК «Звезда», торпеда направлена по курсу 12 градусов. По данным анализа, - залп успешный.

 В 12.29.00 произвёл с БИУС стрельбу дальноходной торпедой по главной цели.

Из первого отсека поступил доклад, что ЗАЛП не прошёл. Приказал выполнить стрельбу из первого отсека, - ЗАЛП снова не прошёл. В чём дело?

В 12.30.50 с БИУС произвёл двухторпедный залп по главной цели. Торпеды пошли по направлению 30 градусов и «сошлись» с целью. Дал команду на перезагрузку аппаратов торпедами со стеллажей.

Офицер, сопровождающий торпеды, прибыл в ЦП ПЛ и сказал мне, что его снимут с должности…

Зная, насколько важно разобраться с состоянием дальноходных торпед, и что офицер – представитель завода-изготовителя, несёт персональную ответственность за дальноходные торпеды, а свидетельство исправности этих торпед может быть получено только после выхода торпеды из аппарата, наведения на цель и её подъёма, - в 12.43 я разрешил извлечь торпеду из аппарата, переприготовить её и повторно выполнить этой торпедой залп, - максимально-надёжным способом, т.е., вручную, из первого отсека.

Кроме того, надо мной довлело обещание: не привезти из моря неизрасходованную торпеду.

Заниматься решением этой внезапно возникшей задачи одновременно с загрузкой со стеллажей торпед в опустевшие торпедные аппараты, личному составу минно-торпедной боевой части было весьма сложно. Наш замполит капитан 2 ранга Тяганян Владимир Андреевич, во время прохождения срочной службы быв торпедистом подводной лодки, помогал торпедистам со знанием дела.

Работа по загрузке стеллажных торпед требует времени. Ещё большего времени требует извлечение торпеды из несработавшего аппарата, её переприготовление и загрузка в другой аппарат,исправный. За время этих работ ОБК уйдёт от нынешнего места далеко! Если ни чего не предпринимать, торпеды во вновь приготовленных аппаратах не смогут догнать ОБК из нынешнего места.

Я, командир, обязан вывести лодку в позицию, обеспечивающую применение торпедного оружия.

Вот когда подводной лодке понадобилась энерговооружённось, высокие скоростные качества!



Обновлено ( 19.07.2011 19:34 )