payday loans
Индекс материала
Аликов В.И. История призовой атаки
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Все страницы

Завоевание Приза ГК ВМФ в 1987г. – слагаемые, история и итоги этой ПОБЕДЫ

 

В годы многотрудной службы каждого деятельного экипажа, каждого корабля, когда все обычные нюансы той службы уже испробованы, - кажется, что впечатляющих событий в этой службе нет. Или бывает, но вроде бы, маловато.

Так было и во время моей службы на К-244.

Радостных же событий, таких, как завершение многомесячного дальнего похода, или лучшее исполнение строевой песни на смотре, или получение, в качестве поощрения командованием, талона на приобретение цветного телевизора в Военторге, - было совсем мало, при этом «текучка» повседневности и душелюбы – начальники быстро избавляли от эйфории тех радостных событий.

Казалось: вот оно только что, это счастье, тут было!, и начальник тебя хвалил, и сослуживцы тебе слегка завидовали…

Но глазом моргнуть не успел, - а его, этого специфического счастья военного человека, уже и нет. Начальник тебя уже разыскивает, чтобы «шкуру спустить», а сослуживцы могут тебе лишь посочувствовать, - и то, если сами успели гнев начальства от себя отвести. Но не исключено, что как раз эти сослуживцы смогли перевести гнев начальства с себя на тебя…

 

 

Вот и ходила в нашу бытность присказка о такой службе, будто всю службу мы только и делали, что устраняли замечания начальства (в пехоте добавляли: а видели только грудь четвёртого человека». Кстати, подводникам видеть приходилось ещё меньше) …

 

Такая вот «текучка», - в которой, кажется, жить тоскливо. И вспоминать о ней вроде бы нечего.

Ан нет! Начнёшь вспоминать, и в памяти всплывает немало занятного даже для тебя, бывалого.

А уж для тех, кто «пороху не нюхал»!

Для них даже самое обыденное в той нашей жизни представляется замечательным.

И в этом правы они, - те, кто нашего «пороху не нанюхался». Ведь то обыденное, нам приевшееся, - на самом деле оно такое сложное, многотрудное. Для создания той «обыденности» и выполнения нами необходимого для защиты Родины от внешних угроз, - скольким людям и предприятиям пришлось потрудиться! Благодаря им свой труд на доверенных нам могучих кораблях мы стали считать обычным делом. Великое видно лишь издалека!

Ю.А.Гагарин, в декабре 1965 году побывав на атомной подводной лодке К-35 (командир капитан 1 ранга Бульон Э.Г.), выйдя на ней в море, сказал, что у подводников работа не менее сложная и опасная, чем у космонавтов. Сами подводники так не считали, даже не предполагали этого, и, конечно, не приценивались к орденским колодкам, которые украшали мундиры космонавтов.

а каждое из правил, по которому мы жили и трудились на подводной лодке, - написано потом и кровью старших поколений моряков.

Уже и моё поколение перешло в «старшие поколения моряков», - хотя впечатления о службе и переживания за дела на корабле ещё настолько реальны, что иногда будят ночью.

Когда я задаюсь вопросом, что из нашей службы может быть полезным нынешнему поколению моряков? что было бы мне полезно знать, начни я свою службу сегодня? – на эти вопросы вижу единственный ответ: полезно было бы знать всё.

Убеждён: это помогло бы избежать ошибок, которые совершило наше поколение, помогло бы избежать многих ошибок, которые мы, опытные и грамотные, смогли не совершить, но которые по неопытности и незнанию совершает нынешнее поколение.

Необходимо рассказывать о тех наших ошибках (совершённых, или вовремя предотвращённых), необходимо рассказывать уже и об ошибках нынешнего поколения, - рассказывать квалифицированно и с целью предотвращения новых ошибок.

Считаю, ещё более важно рассказывать об успешных действиях, о замечательных событиях, - ведь их в службе подводника немало, и они не менее поучительны, чем информация о неудачах..

 

Поэтому подчеркну, что в той нашей героической и необходимой «обыденности» было немало событий выдающихся и при этом весьма поучительных.

Прежде всего, это – некоторые из дальних походов, - либо особо дальние, либо особо трудные по иным причинам. Надо сказать, что далеко не весь опыт тех выдающихся походов известен даже морякам, не говоря уже о государстве. Это плохо само по себе, так как искажает историю Флота. Но особенно плохо то, что ценный опыт, приобретённый участниками тех походов, не «работает».

Кроме тех выдающихся походов, весьма неординарны (и поучительны) события, происходящие в процессе выполнения боевых упражнений, с применением практического оружия.

Боевые упражнения, выполняемые в процессе состязаний, имеют высшую сложность

Опыт подготовки корабельного боевого расчёта (КБР) ПЛ к выполнению боевых упражнений, а также и опыт участия в состязательных торпедных атаках имеет значительную ценность.

Даже при том, что боевые упражнения являются высшим видом подготовки корабельного состава Флота, практическое оружие (торпеды, мины, ракеты) всегда «в дефиците». Боевые упражнения планируют в минимальном числе, и для каждого командира, лично дающего команду: «Пли!», выполнение боевого упражнения - событие всегда значительное.

Оно значительно и для всего экипажа, но особенно значительно для командира корабля.

Здесь считаю необходимым заметить, что командиры кораблей не одинаково подготовлены к бою. Некоторые из командиров натренированы не достаточно, притом настолько, что, даже оказавшись в приличной позиции, обеспечивающей эффективное применение оружия, и имея данные, необходимые для применения оружия, всё же не решаются дать команду «Пли!».

Поэтому командир соединения (или его заместитель), в качестве руководителя боевого упражнения находящийся на борту корабля, в море выполняющего это боевое упражнение, должен, исходя из собственной оценки обстановки, «подтолкнуть» такого командира (как инструктор по парашютным прыжкам помогает «засомневавшемуся» парашютисту шагнуть из самолёта в небо…).

Правда, иногда от команды «Пли!» командира было необходимо удержать – когда командир ошибся в оценке обстановки, залп не был подготовлен, и торпеда по команде «Пли!» ушла бы «в молоко»…

Такие соображения исходят из моей немалой практики и по каждой позиции подтверждены многими именами конкретных командиров и многими фактами.

Чтобы боевые упражнения несли наибольшую пользу, - их проводили как двухсторонние.

Уровень подготовки сил Флота командование проверяет различными способами, в числе которых были состязания по выполнению боевых упражнения с применением практического оружия.



Обновлено ( 19.07.2011 19:34 )