Народоволец
Санкт-Петербург – родина отечественного подводного кораблестроения
11 октября 2011 года исполняется 80 лет со дня вступления в боевой состав ВМФ подводной лодки «Народоволец» - первенца советского подводного кораблестроения, которая была построена в СПб на Балтийском судостроительном заводе (1927 – 1931 гг.) умелыми руками наших корабелов.
Отслужив положенный срок ПЛ в 1994 году была поставлена на твердое основание Васильевского острова как вечный памятник конструкторам и инженерам, ученым и производственникам, героическим советским подводникам.
Автор статьи, служивший на этой ПЛ в 1950 – 1953 гг. в должности штурмана и старшего помощника командира, на широком историческом фоне повествует о выдающейся роли граждан нашего города в становлении и развитии подводных сил России.
Предыстория
Горечь поражения России в Крымской войне (1853 – 1856 гг.) глубокой болью отозвались в сердцах всех сословий русского общества. Многие поняли, что эпоха даже первоклассных парусных судов и триумфальные победы русского флота на Балтике, Черном и Средиземном морях, к сожалению, уходят в прошлое. Сразу же после войны начинает создаваться новая судостроительная промышленность: Балтийский (1856), Невский судостроительный и механический заводы (1857), Кронштадтский пароходный завод (1858), Путиловский и Обуховский сталелитейные заводы(1862) и др.
В ходе Крымской войны заманчивая идея скрытно подойти к вражескому кораблю и заложить под днище мину замедленного действия, а затем пронаблюдать захватывающее зрелище взрыва и гибели супостата, овладела умами многих талантливых (и не очень) изобретателей России. Из многочисленных проектов подводных лодок, поданных в Морское ведомство, заслуживают внимания: подводная лодка И.Ф. Александровского (1866) и лодка С.К. Джавецкого (1879), которые имели механические двигатели; остальные приводились в движение с помощью мускульной силы экипажа. В 1866 году Александровский продемонстрировал Александру II свою подводную лодку с поршневым двигателем, работающем на сжатом воздухе. Он же годом раньше предложил торпеду, работающую на том же принципе.
ПЛ Джавецкого приводилась в движение в подводном положении уже электромотором, питаемым от аккумуляторной батареи.