payday loans

Сикорская Л.В. - Пилотка Маринеско

 

Прощайте, красотки! Прощай, небосвод!
Подводная лодка уходит под лед.
Подводная лодка - морская гроза.
Под черной пилоткой стальные глаза.

Ю. Визбор

Эта история вполне реальная и она могла произойти с любым мальчишкой в конце семидесятых годов, который мечтал стать моряком. Но не просто моряком, а моряком-подводником!

Саня в нашем дворе был Маяком. Да, да, Маяком!

В свои восемь лет, когда мы давно уже лишились передних зубов и приобрели новые – он их только начинал терять. Мало того, что он ходил беззубый, так еще продолжал наведываться к логопеду, для того, чтобы его язык мог как-то мириться с этой «пробоиной» во рту, в котором не выговаривалась буква «р».

Во дворе мы звали его Маяком. А, как еще! Санька всем так и говорил: «Я – МОЯК!». Конечно, все понимали, что он хочет быть моряком, но исчезнувшая буква меняла слово кардинально.

Со временем, он смирился с этим прозвищем, и не возражал, так как это было символично. Букву «р» будущий моряк одолел, зубы выросли крепкие и красивые, мечта только окрепла и приобрела цель – поступить в Военно-морское училище и стать командиром самого современного атомного ракетного крейсера. Маяк жаждал немыслимых морских бурь.

Летом, когда изнывающая летняя жара всех нас прибивала к родному берегу Балаклавы родного Севастополя, на надутых камерах от КАМАЗов мы все воображали себя командирами подводных лодок. Маяк был безусловным лидером. Его камера была подписана «С-13».

Что мы только не вытворяли!

Самая интересная игра была «Водолазы». Из дому приносились ложки и разбрасывались в определенном месте оккупированного нами участка моря. Выигрывал тот, кто собирал большее их количество. Дома на нас орали за отсутствия столовых приборов, угрожая, что будем, из тарелок, есть суп руками.

Любили мы играть в «Акулу». Это потрясающее занятие. Один мальчишка должен был плыть на животе и работать руками. Другой - цеплялся к нему за ноги, и работал ими, как винт у подводной лодки. У кого получалось слаженно больше всех проплыть – тот и выигрывал.

Я уже не говорю про бои всадников! Мы носились, как ненормальные, сидя по очереди, друг у друга на плечах и долбали свои «рожи», утопая в криках, брызгах и азарте. А бывало, на этих резиновых камерах, находясь в середине, размахивая руками словно веслами, соревновались, кто быстрее доплывет до берега. После таких развлечений мы домой приходили измотанные и обессиленные.

Маяк из нас был самым крепким. Даже после самых крутых боев, он не бездельничал, а помогал маме. Надо было из сада забрать младшего братишку, накормить его, дать «леща» под затылок, чтобы не ныл, и сделать что-то по дому, пока вернется она с фабрики. Самым любимым занятием у него было чтение про моряков. Я не знаю, сколько раз читал Маяк книгу Юрия Тарского «Подводная лодка уходит на поиск», но по потертости страниц создавалось впечатление, что она была написана от руки старцами из монастыря. Подчеркнутые строки, загнутые уголки страниц, вставленные закладки, и самое удивительное, что Маяк таскал ее с собой всегда. Однажды я сказал ему об этом. Он серьезно посмотрел на меня и ответил: «А ты прав. Подводники – это и есть монашество. Только под водой». Тогда я еще не совсем понял его, потому как Маяк был взрослее и понимал в свои шестнадцать лет гораздо больше, чем я, будучи его ровесником.

Однажды, мы готовили реферат в библиотеке. Сидели, листали книги, обсуждали всякую ерунду, как вдруг, я увидел глаза Маяка.

Они реально горели таким светом, словно это были большие прожекторы, оповещающие путь кораблям. В его руках было что-то, что могло сравниться только с неопознанным объектом инопланетян.

- Костя! Есть! Я нашел! – с придыханием сказал друг.

- Чего ты там такого нашел? – переспросил я.

- Книгу! «Атомные уходят по тревоге»!

В этот момент я понял, что Маяк нашел новую «Библию».

«Ну, все, сейчас начнется …» - подумал я, и тихо ответил : «Поздравляю».

- Слушай, Маяк! Пошли «погоняем» в футбол! Я что-то в этой пыльной библиотеке теряю здоровье – предложил я другу.

- Нет. Иди. Я присоединюсь немного позже.

Посмотрев на товарища, схватив портфель, я рванул на школьную площадку.

Вечером он не присоединился и не вышел на связь вообще.

Утром, увидев его перед уроками, я поинтересовался причиной отсутствия его в команде, на что Маяк ничего не ответил, а только дал понять, что произошло что-то невероятное.

Получив дозу интригующей информации, с нетерпением ждал рассказа.

- Костя! Ты не представляешь, что произошло! – начал рассказ Маяк.

- И что же?

- Я в книге нашел письмо.

- Чье?

- Смотри!

Он достал из портфеля конверт. На нем был штемпель от 1964 года, и отправлено письмо было из Москвы в Ленинград. Мой друг открыл его, достал лист и стал читать:

« Глубокоуважаемая Валентина Александровна!

Соболезную такой невосполнимой утрате. Здесь нет слов, которые смогли хоть как-то успокоить. Сам плохо себя чувствую. По ночам чувствую, как болит отсутствующая нога.

Валентина Ивановна, прошу вас помнить, что в моем лице и Ольги Васильевны Вы нашли друзей. Очень прошу Вас, не ждите крайних случаев и пишите прямо мне. По всем вопросам. Я ваш надежный друг.

Ваш Исаков.

P. S.

Правильно ли написал адрес? Могу ли чем помочь?

23.10.64

Москва»

- И что? Маяк, ты чего!

- Чего, чего! Смотри на адрес!

Я уткнулся в конверт.

Адрес был такой: г. Ленинград, Л-96, ул. Строителей, дом.6 кв. 24

Филимоновой Валентине Александровне.

- И что?

- Это письмо Адмирала Исакова к вдове Маринеско Александра Ивановича.

Я смотрел на друга и ничего не мог сказать, понимая, что он знает что-то гораздо больше, что и пытается мне рассказать.

- Это командир «Счастливой « Щуки»? « С-13»» что ли?

- Ну да! Двадцать лет почти прошло. Книга вышла в 1972 году. И как оно попало в нее?

- Маяк, в письме есть фамилия – Исаков. Но с чего ты взял, что это адмирал? И Филимонова? С чего это она жена Маринеско? – начал сомневаться я.

- А вот с чего – и Саня достал книгу – Это книга о Маринеско -

«Командир дальнего плавания» Александра Крона.

- И дальше что? - Маяк открыл книгу на странице 235 и почти сунул мне в нос.

Я отстранился и присмотрелся. В тексте было напечатано это же письмо.

- Эту книгу мне мама подарила на 23 февраля недавно.

- Книга Крона вышла в этом году, в 1984? Так?

- Да. А письмо это, написанное в 1964 году, оказалось в библиотечной книге, изданной в 1972. И что из этого следует?

- Не знаю. Но мне кажется, что это письмо надо обязательно отдать в музей.

- Только в какой? – уточнил я у товарища.

- Я решил так! – и будущий моряк утвердительно посмотрел на меня - На следующий год я поступаю в Военно-Морское Училище Подводного Плавания имени Ленинского Комсомола.

- Открыл Америку!

- Когда поеду в Ленинград, то возьму его с собой. Будет возможность, отдам в Центральный Военно-Морской Музей. А пока, письмо побудет у меня.

Маяк сложил вдвое лист, вложил аккуратно в конверт и закрыл портфель.

У библиотекаря мы выписали фамилии всех тех, кто читал « Атомные уходят по тревоге», но знакомых имен среди них не оказалось.

Я не собирался быть моряком, и увлекался я медициной, мечтая поступить в Медицинский Институт, поэтому благополучно забыл про письмо.

На 9 мая к нам в школу пришли ветераны, которые служили и воевали в годы войны на Балтике, не сходя с палубы – Владимир Новиков, старшина первой статьи и старшина второй статьи Виктор Васин, который служил на Черноморском Флоте в бригаде торпедных катеров.

Они были в форме, при орденах и рассказывали так здорово и увлекательно, что тишина была невероятная.

- Новороссийск, Малая земля, Керчь, Феодосия — нигде не обходилось без нашего катера под номером двенадцать. А еще — по ночам мины на немецком фарватере приходилось выставлять. Мина — это штука коварная. Ее со специального маленького плавсредства аккуратно в воду столкнуть надо. Но перед этим в специальную ячейку нужно вставить кубик размером с сахарный кусочек. Кубик в воде растворялся примерно за десять минут. Вот за это время мы и должны были успеть отойти на безопасное расстояние. Все это, конечно, в полной темноте. И любая ошибка слишком дорого могла обойтись – рассказывал увлекательно старшина - А я в войну на стотоннике служил в должности старшего пулеметчика-зенитчика. И тогда одно важное рацпредложение (так теперь сказали бы) внедрил. Вот, смотрите, на фотографии: в такую пулеметную коробку входит одна лента на пятьдесят патронов. А немец — он ведь тоже не дурак. Он точно вычисляет, когда у меня должна лента закончиться. И пока я ленту перезаряжаю — наваливается открыто и нагло. Так я что сделал? К коробке приварил снизу еще одну. В зарядку стали входить уже две ленты. Так мы с другом благодаря второму запасу сбили «мессершмитт»!

- В 44-м году, когда я служил на Балтике, старпомом на нашем тральщике был Михаил Ботвинник. И к нему в гости часто приходил Маринеско, о боевых подвигах которого, в ту пору, ходили легенды. Из себя он был небольшого роста, худенький такой. Но какой-то... Как пружина весь. В общем, живой был мужик. Видать, чем-то я ему понравился. И он заприметил меня. Я веселый моряк был. Как-то пришел он к нам на корабль как раз в мое дежурство. Ну, я, как и положено, поприветствовал его. А Маринеско, — вдруг снимает с головы пилотку и протягивает мне, посмеиваясь: «Дарю тебе, старшина второй статьи! На память». Вот и все. Пилотку эту до сих пор берегу. А о том, как Маринеско на своей малютке «С-13» топил немецкие корабли, он сам при мне в кают-компании рассказывал: «Мы тихонечко так под корабль сопровождения подкрались. И шли. Улучили момент — дали залп. После чего, не в море пошли, там немцы лодку обязательно обнаружили бы и потопили , а мы пошли к берегу. Там, — на песочек на двадцатиметровой глубине залегли. Немцы безрезультатно все море отутюжили. А у берега, — ну кто нас искать будет?» Вот каким толковым командиром был Маринеско!

В этот момент надо было видеть глаза Маяка! В них были не то, что прожекторы – в них были огромные сигнальные костры!

- Владимир Иванович, скажите – Маяк с места почти вскочил – А, где эта пилотка сейчас?

- Как где? У меня, дома – утвердительно ответил старшина.

- А можно ее увидеть? – не унимался будущий командир.

- Да, конечно, приходи ко мне, покажу.

После урока мужества, мы договорились, что завтра придем к Владимиру Ивановичу в гости.

Я, Маяк и еще несколько наших одноклассников, мечтающих о крабе, в назначенный срок отправились смотреть пилотку. Мы шли с таким видом, словно на свидание с самим Маринеско.

Владимир Иванович нас встретил приветливо, очень радушно.

- Ну что, морские дьяволята, как учеба? – начал он нас расспрашивать и знакомиться.

Мы чинно расселись на диване все рядышком.

Супруга хозяина начала ставить на стол печенье, пирожки и конфеты, что сильно нас обрадовало, так как очень уж больно хотелось есть.

- Нам бы пилотку посмотреть – перебив аппетит, начал разговор Маяк.

В это время Нина, супруга моряка, достала из шкафа пилотку и протянула ее ему.

marinesko

На вид — пилотка самая обыкновенная. Сшита из ткани хорошего качества. Выстирана, аккуратно заштопана светлыми нитками.

Маяк бережно взял ее в руки. Даже у меня чуть не навернулась слеза, глядя на него. Он сначала всю ее рассмотрел, потом задал вопрос:

- А, почему у Маринеско оказался головной убор именно светлого цвета, Владимир Иванович?

- В ту пору командный состав носил именно такие пилотки – пояснил фронтовик – А ты что, хочешь быть подводником?

- Да, товарищ старшина! – четко ответил Маяк.

- Тогда одевай!

Маяк одел ее, рукой четко отметив середину, и чуть сдвинув на брови.

- Быть тебе командиром! – сказал боцман - Сам Маринеско тебя благословляет!

Возвращаясь домой, Маяк не проронил ни слова. Он был в особом состоянии. Мы это понимали. Хотя, в тот момент, мне было очень радостно за друга. Он так верил в свою мечту, чего я не мог отыскать в себе.

Через год Маяк стоял на плацу и принимал присягу на верность Отечеству.

Время нашей учебы прошло быстро, словно пролетело! Я учился в Медицинской Академии, Маяк в своем училище. Виделись мы редко, хотя и находились в одном славном городе Ленинграде.

Встретились мы как-то перед самым окончанием учебы Саши (мне оставалось еще год адъюнктуры). Сели в любимом кафе, который называли «Сайгон», на углу Невского и Владимирского проспектов. Вернее, само кафе уже закрыли на то время, но память молодости настойчива, поэтому и сегодня ноги сами несут к ресторану « Москва», который нас приютил тогда.

На рукаве у Маяка красовались пять галочек, которые просто уже «несли» его плечи к лейтенантским погонам. Белозубая и здоровая улыбка товарища просто вызывала естественный смех, напоминая его детскую рожицу, которая смело глядя мне в глаза, утверждала, как хочет стать моряком.

- Слушай, Морской Волк! Куда чемодан готовишь? – стал я расспрашивать, радуясь встрече – На севера? (ударение на последний слог)

- На Кольский, – Маяк продолжал «маячить» своей улыбкой.

- Слушай, все давно хочу тебя спросить: помнишь историю с письмом Исакова? Ты отдал его в музей, как собирался?

- Да, отдал. Только не сразу. У меня с ним история одна вышла. Знаешь, Костя, если бы не это письмо, я в училище не поступил бы.

- Ты? Не поступил? Ты чего? Школу с медалью закончил!

- Когда математику сдавал, а мы писали письменную контрольную, я не мог решить три задания. Ну не мог! Это означало верную двойку. Но с собой, на экзамен, я взял письмо адмирала наудачу. Помнишь, там слова есть такие:

«Очень прошу Вас, не ждите крайних случаев и пишите прямо мне. По всем вопросам. Я ваш надежный друг. ...».

- Так значит, ты попросил у адмирала помощи, и…?

- Не знаю, как это произошло, но почти в самый последний момент, я нашел все решения!

- Потому, как так и должно быть! «Хорош не тот командир, у которого ничего не случается, а тот, кто в любом положении найдет выход» - произнес я, вспомнив, что именно эту цитату очень любил Маяк.

Мы расставались с Саней надолго. Я похлопал его по плечу, он меня. Мы обнялись, и мне стало так необыкновенно хорошо на душе.

Не знаю почему, но я был спокоен за друга – его же благословил сам Маринеско и Адмирал Исаков*.

Самое ценное, что я перенял у друга – это верность выбранной дороге. Никогда, ни при каких обстоятельствах не надо менять курса, каким бы не был труден путь к заветной цели и мечте. Один раз стоит сойти с этого пути, и вся жизнь будет постоянно тебя «испытывать», напоминая об измене самому себе. Может поэтому, решив однажды быть нейрохирургом, я хватался за любую возможность, чтобы только им стать.

Мы встретились через много лет в Севастополе, когда случайно совпали отпуска. На плечах Маяка горели звезды капитана первого ранга, а я уже был заведующий отделением.

- Сань, скажи, скучаешь по юности? – спросил я у друга.

Он посмотрел на меня, улыбнулся, и ответил:

- А мы что, уже выросли?

- Да вроде – нет. Может за ложками домой и нырнем?

- Давай! – тут же ответил «капраз».

Море нам ласкалось приятными волнами.

МОРЕ…

 

Москва.

2019

*Исаков Иван Степанович – Адмирал Флота, Герой Советского Союза.

Во время Великой Отечественной войны командовал Балтийским флотом. Возглавлял Главный Морской Штаб. Потерял ногу, но остался в строю. Сталин о нем так однажды сказал: « Мне не нужен адмирал со всеми ногами. Мне нужен адмирал с головой!». До последних дней жизни был другом Маринеско А.И. , помогал всем, чем мог, а главное – поддерживал его своей настоящей морской дружбой, уважая и признавая его подвиг перед страной и народом.

Рассказ написан на основе статьи в « Севастопольской газете», за 2002 год, 1 ноября, № 45. Автор - Шевченко Владимир.

Автор Сикорская Л.В.

Обновлено ( 19.03.2019 16:55 )  

Поддержка экипажа АПЛ "Нерпа"

Сикорская Л.В. - Пилотка Маринеско
  Прощайте, красотки! Прощай, небосвод! Подводная лодка уходит под лед. Подводная лодка - морская гроза. Под черной пилоткой ...
Читать 0 1421

Сикорская Л.В. - Ее Величество Подводная Лодка «Орел» и ее мужчины
Краткая библиографическая справка об авторе Меня зовут Лидия Владимировна Сикорская. Я преподаватель, врач. Окончила С-ПМА. ...
Читать 0 1643

Ваганов В.А. Трудные мили К-19
Трудные мили К-19 50 ЛЕТ НАЗАД ПЕРВАЯ АТОМНАЯ РАКЕТНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ СТАЛА БОЕВОЙ ЕДИНИЦЕЙ ВМФ ...
Читать 0 836

Ваганов В.А. - Последним романтикам ушедшего века
                    Последним романтикам ушедшего века К 60-летию производства в офицерыМинуло больше, чем полвекаНо ...
Читать 0 1461

Голованов Э.В. - Объективная реальность
От редакции САЙТа К-244: Предлагаемая статья Э.В.Голованова содержит примеры того, как моряки-профессионалы справлялись с ...
Читать 0 4593

Коржавин В.А. - Формирование кадрового резерва
ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА Кадры решают все. Эти слова Сталина наверное известны всем. Но не только он говорил об этом. ...
Читать 0 14097

ЮБИЛЯРЫ 2014 ГОДА
ЮБИЛЯРЫ 2014 ГОДА   Наступивший 2014 год ознаменован юбилеями событий, формирующих и укрепляющих многие традиции, притом ...
Читать 0 4319

Коржавин В.А., Курск
В настоящей статье я попытаюсь объективно и доходчиво изложить свое мнение о гибели атомного подводного крейсера «Курск». В ...
Читать 0 17689

ДЕНЬ ПОДВОДНИКА НА ЛАО «ОТПРАЗДНОВАЛИ» БЕЗ ПОДВОДНИКОВ
ДЕНЬ ПОДВОДНИКА НА ЛАО «ОТПРАЗДНОВАЛИ» БЕЗ ПОДВОДНИКОВ Телевизионная программа МОРСКИЕ ВЕСТИ показала, как 19 марта 2013г. ...
Читать 0 20421

Коржавин В.А - Стереотипы
Редакция САЙТа К-244 представляет читателям статью контр-адмирала запаса Коржавина В.А., многоопытного командира – подводника ...
Читать 0 20827

Ваганов В.А. 110-летию со дня рождения академика И.В.Курчатова
110-летию со дня рождения академика И.В.Курчатова (по воспоминаниям президента Президиума АН СССР Академика А.П. Александрова) Игорь ...
Читать 0 4964

Аликов В.И. Письмо в поддержку К-152
Письмо в поддержку К-152 17 сен. в 10:46Дорогие боевые друзья и соратники!Совет Ассоциации считает необходимым поддержать инициативу ...
Читать 0 8297

Аликов В.И. Обеспечение безопасности и боеспособности ПЛА пр. 671РТМ в ППО «Атрина»
Обеспечение безопасности и боеспособности ПЛА пр. 671РТМ в ППО «Атрина» Организационный комитет научно-практической конференции ...
Читать 0 9905

Аликов В.И. Сообщение о несостоявшейся конференции
Аликов В.И. Сообщение о несостоявшейся конференции В 2012г. исполнилось 25 лет Операции «Атрина» и 50 лет Операции «Кама». После ...
Читать 0 10990

Кетов Р.А. Становление командира подводной лодки
Становление командира подводной лодки Вся моя «морская» жизнь проходила на окраинах нашей страны в учёбе, в учениях и боевых ...
Читать 0 16294

Важенин В.В. Испытание на прочность
И С П Ы Т А Н И Е Н А П Р О Ч Н О С Т Ь За многолетнюю службу моряком-подводником Рюрику Александровичу Кетову приходилось не ...
Читать 0 8553

Лавров В.Н. Контакт с целью потерян
Впервые свет на события полувековой давности проливает настоящая публикация, принадлежащая перу непосредственного участника ...
Читать 0 11635

Ковалев С.Н. О том, что есть и было
Серге́й Ники́тич Ковалёв (15 августа 1919, Петроград — 24 февраля 2011, Санкт-Петербург) — генеральный конструктор советских ...
Читать 0 10348

Ваганов В.А. Санкт-Петербург - родина отечественного подводного кораблестроения
Санкт-Петербург - родина отечественного подводного кораблестроения Предыстория Горечь поражения России в Крымской войне ...
Читать 0 5583

Аликов В.И. К-244 в операции Атрина
  К-244 в операции «Атрина» ОЦЕНКА ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ К ОПЕРАЦИИ «АТРИНА», АНАЛИЗ и ОЦЕНКА НЕКОТОРЫХ ДЕЙСТВИЙ К-244 В ХОДЕ ...
Читать 0 22084