payday loans

Важенин В.В. Испытание на прочность

И С П Ы Т А Н И Е Н А П Р О Ч Н О С Т Ь

За многолетнюю службу моряком-подводником Рюрику Александровичу Кетову приходилось не раз оказываться в сложных и очень сложных ситуациях. Он- один из тех многих, многих лейтенантов, выпускников училища, кто на малых или средних подводных лодках прошёл все служебные ступени и стал командиром. Опытный командир, в воинском звании капитан 2 ранга, Рюрик Александрович в 1961 году, в порядке повышения по службе был назначен командиром на строящуюся большую подводную лодку нового проекта (её № «Б-4»). Можно сказать, всего два года он был командиром этого корабля, но эти два года были настолько значимы, спрессовано ёмкими вошедшими в них событиями, что в итоге Рюрик Александрович был награждён орденом «Красная Звезда» и назначен (с повышением) командиром атомного подводного крейсера. Служба продолжалась. Но самым значимым, самым ответственным и трудным остался период, связанный с командованием подводной лодкой «Б-4» и известным «Карибским кризисом».
В октябре нынешнего года исполняется 50 лет событию далёкому и грозному, получившему в Советском Союзе название «Карибский кризис», в США его называют «ракетным кризисом», а на Кубе «октябрьским кризисом».
Считать это событие далёким можно в том смысле, что происходило оно в другом веке и страна наша уже не Великая держава Советский Союз, а всего лишь Российская Федерация с населением меньшим наполовину, и территорией меньшей на 15 бывших Союзных республик, без Монгольской народной Республики, ещё и без острова Даманский, и без водных акваторий на Дальнем Востоке и в районе Баренцева моря, которые отданы правителями «за так» США и Норвегии.
Грозным называют то событие, видимо, потому, что оно в буквальном смысле слова потрясло весь тогдашний мир, оказавшийся на грани мировой термоядерной войны.
Как свидетельствуют известные источники, Карибский кризис явился следствием развития военно-политической обстановки в зоне Карибского бассейна после Кубинской революции. Независимая Куба во главе с Фиделем Кастро были в высшей степени нетерпимы для США. Американская сторона поставила себе цель и методично готовила удушение Кубинской революции, в том числе военной силой.
Неоднократные предупреждения Советского правительства о недопустимости провокаций против революционной Кубы, правительством США были проигнорированы. Руководству СССШ пришлось принимать ответные меры: отправить (скрытно) на Кубу группировку советских войск с необходимым вооружением, включая ракеты с ядерными боеголовками.
В ходе подготовки специальной операции, получившей название «Анадырь», на Кубу было скрытно доставлено более 43 тысяч человек военнослужащих от всех видов Вооружённых Сил и родов войск, в том числе РВСН. Доставка и размещение на Кубе тактических ракет средней дальности явилось решающим фактором в мирном разрешении противостояния сторон (США и СССР) в Карибском кризисе.
Советский Военно-Морской Флот непосредственно на Кубе был представлен береговым ракетным полком, бригадой ракетных катеров, частями обевспечения (отдельный узел свяфзи и радиотехническая рота), минно-торпедным авиационным полком с самолётами ИЛ-28 (Книга «Стратегическая Операция «Анадырь», как это было» МООВИК, Москва, 2009 г, стр.90).
Кроме того, было принято решение о размещении для базирования на Кубе бригады подводных лодок. На Северном флоте с соблюдением мер скрытности были подготовлены для перехода и базирования «в одной из дружественных стран» четыре большие дизель-электрические подводные лодки проекта 641: «Б-4», «Б-36»», «Б-59» и «Б-130». Все ПЛ к тому времени были новые, построены одна за другой на Ленинградском судомеханическом предприятии. Прошли на Балтике заводские и другие нужные испытания, после их завершения перешли на Северный флот, в г. Полярный.
О периоде завершения строительства ПЛ «Б-4» есть необходимость сказать особо. В г. Полярном, перед переездом в г. Ленинград, где строилась ПЛ, командир Р.А.Кетов формировал экипаж. Подбирались нужные специалисты – матросы, старшины, мичманы и офицеры. Подбирались из тех, кто уже имел опыт службы на ПЛ и, как говорится, молодые, только что прошедшие обучение в учебных отрядах (матросы), выпускники Военно-морских училищ (офицеры). Для приобретения знаний в устройстве ПЛ подобранные специалисты проходили практику – подготовку на подводных лодках, ремонтирующихся на полярнинском заводе. Обретённый таким образом опыт очень пригодился всему личному составу нового экипажа в успешном освоении своей подводной лодки непосредственно в заводских условиях (на судомехе).
Вторая половина 1961 года. Корабль построен, начинается самый ответственный этап – выходы в море на испытание всех механизмов, устройств в деле. Напряжённо работают все: специалисты завода и институтов по сдаче своей техники, специалисты военной приёмки и личный состав экипажа ПЛ. Особая ответственность лежит на командире. Руководство, специалисты завода заинтересованы в том, чтобы сдать Флоту корабль в запланированные сроки, а м ожжет и раньше (к празднику и т.п.). Как показывает опыт, такие факты имели место. Особенно, когда возникает необходимость в дополнительном выходе в море, а сроки выходят, график сдачи срывается. Подобное произошло и с ПЛ «Б-4». Для проверки надёжности одного из устройств командир Р.А.Кетов настаивал на выходе в море. Это не устраивало руководителя завода, так как грозило срывом графика сдачи корабля и лишением предприятия премиальных.
С целью оказания давления на командира, склонить его к согласию на подписание акта приёмки до выхода в море (выход будет потом), главный инженер завода на расширенном совещании с участием ведущих специалистов предприятия, представителя военной приёмки, командира бригады строящихся подводных лодок, почти в ультимативном тоне потребовал от командира учитывать интересы трудового коллектива и подписать акт до выхода в море. При этом он демонстративно брал трубку прямого телефона и звонил Главкому ВМФ, сетуя на командира, который не желает понять и учесть интересы трудящихся… Кто-то из присутствующих специалистов открытым текстом гневно позволил себе заявить, что «Вы, военные, сидите на шее у рабочего класса, а когда надо пойти навстречу ему, не хотите…».
На этот неожиданный и необычный в то время выпад сразу же отреагировал заместитель командира ПЛ по политической части, обратившись к командиру бригады строящихся на заводе подводных лодок: «Товарищ капитан 1 ранга, прошу Вас оградить от таких оскорблений командира корабля и всех нас, военных!». Совещание закончилось. Акт не был подписан командиром. Все последующие вопросы испытаний техники и вооружения решались строго в соответствии с требованиями о сдаче и приёмке корабля. Командир непреклонно стоял на позиции скрупулёзности их выполнения. Весь ответственный период испытаний в дальнейшем проходил в целом успешно. Благодаря принципиально-твёрдой позиции командира, экипаж получил надёжную технику, новый надёжный корабль, а командир уверенно прошёл испытание на прочность командирского характера – во имя надёжности вверенного ему корабля, не допуская сделки с совестью. Правда, из-за этой его позиции экипаж понёс некоторые «издержки»: он (экипаж) за хорошую работу при приёмке корабля не получил от руководства завода ни Красного знамени, ни телевизора, в отличие от некоторых других экипажей таких же строящихся ПЛ. Но телевизор, - совсем не главное. Прочность, твёрдость характера командира в главном проявятся и позже, события подтвердят это. Итак, успешно завершено строительство лодки на заводе, завершены все испытания на Балтике… В том же 1961 году ПЛ «Б-4» перешла на Северный флот.
Как положено, для командира и всего экипажа начался этап подготовки и сдачи всех курсовыхмьи остаются, а нас задач в базе и в море. В круговерти этих дел стремительно проходят дни, недели, месяцы 1962-го года. Экипаж, корабль обрели своё должное, боевое содержание. Конечно, у всех на слуху и в разговорах события международные, обострение отношений между СССР и США из-за Кубы. Будто нас, ПЛ «Б-4», куда-то могут направить. Это обрело реальность, когда мы получили распоряжение оформить аттестаты на семьи. Оформили, семьи остаются, а нас куда направят? Четыре вышеназванные ПЛ, в том числе «Б-4», на базирование перешла в губу Сайда. В экипаже настроение предпоходовое. Корабль готов к плаванию на полную автономность. На борту все положенные запасы, полный комплект боевых торпед, одна из них с атомной боеголовкой. Значит, грядёт что-то серьёзное. Это мнение ещё более усилилось, когда на корабль прибыли в высоких званиях представители из Главного штаба ВМФ и из штаба Северного флота. Спрашивали у членов экипажа о настроении, о готовности к походу. Сказали, что предстоит выполнять ответственное задание Правительства, но о том, куда идём, ни слова. Командиру был вручён секретный пакет, вскрыть который предстояло только после выхода в море. В ночь на 1 октября ПЛ «Б-4» вышла из губы Сайда (п.Гаджиево) из Кольского залива, секретный пакет был вскрыт, и стало ясно – идём на Кубу. Переход должен быть скрытным, ускоренным.
Через 15 суток, преодолев (скрытно ли?) противолодочные рубежи, ПЛ «Б-4»была в районе Карибского архипелага. Нас, как и другие три ПЛ, здесь явно ждали. Позже стало известно, что почти все противолодочные силы и силы береговой охраны Атлантического флота США были нацелены на четыре дизель-электрические советские подводные лодки. В числе этих сил: три авианосца с самолётами и вертолётами, противолодочные самолёты береговой (базовой) авиации, всего таковой более 250 единиц. Корабли, самолёты и вертолёты оснащены современной поисковой аппаратурой, специальными буями, подающими сигналы об обнаруженной ПЛ и ещё кое-что другое… Подход к Кубе был буквально перекрыт. За подводными лодками началась настоящая охота. Перешедшие из Заполярья (там в это время уже нередки снежные заряды) в зону экватора, где температура морской (забортной) воды до +28 - +30 градусов. Электролит в аккумуляторных батареях перегревается. Надо всплывать для зарядки батарей, а там корабли противника, самолёты и вертолёты. Всплыть, - значит (по военному времени)сдаться на милость победителю, или оказаться в плену. Всплывшего демонстративно обстреливают самолёты, угрожают явным тараном корабли. Успел погрузиться, тебя забрасывают взрывпакетами (гранатами), сигнальными буями, плотно преследуют, оторваться почти невозможно. Если вышли из строя дизеля, командир вынужден всплывать... Такое с одной из ПЛ случилось! Командир, решай, ты в ловушке… Аккумуляторные батареи на пределе, в отсеках температура до +47 - +50 градусов…

На лодках дизельных,
комфортом обделённых,
Мы вахту нужную
в чужих морях несли
На месяцы от дома
удалённы

Из льдистой Заполярной
широты
Нас в тропики, как в кипяток, бросали,
Не ныли мы от знойной
духоты
Подводники, мы, как могли,
стояли.

Потница грызла кожу,
Пузырясь,
В отсеках воздух густ
От испарений,
От тепловых ударов,
Вдруг склоняясь,
Без стона, кто-то падал
На колени.

Не выдержал трудяга-дизель,
«Полетел»,
Загрохотал, затих, остановился,
С ним рядом моторист
Измученно присел
И, как с ушедшим в мир иной,
Простился…

Все три дизеля вышли из строя, восстановлению своими силами не подлежат. Командир, решай, время не военное (война не объявлена), но… Всплыл. До «зубов» вооружённые янки потешались, изгалялись, как хотели… Обидно, досадно, больно и т.д. в том же духе. В один из моментов всплытия на зарядку батарей нашу лодку («Б-4») тоже засёк патрульный самолёт, дал оповещение своим силам, преследовали некоторое время. Командир маневрировал с учётом обстановки, гидрологии моря. Было очень напряжённо, но сумел оторваться от преследования. В дальнейшем подобного не случалось. Поломок техники избежали. Никто из экипажа не пострадал, не заболел. Все сложности, перегрузки, мучительную жару перенесли. По командам командира действовали уверенно, чётко. И невольно приходишь к выводу о главном из всего, что было обретено трудами, опытом, умением, старанием каждого, но командира, - прежде всего. Это ГЛАВНОЕ было заложено командиром, - добротно, требовательно, качественно принятый от завода корабль со всей его «начинкой». В этом, главном, ярко проявился командирский характер – профессионализм и находчивость в обстановке, близкой к боевой, стойкость бойца. Командира, в которого верят подчинённые (экипаж ПЛ), умело, чётко действуют под его руководством и, достойно выходят из трудных, опасных условий. Командир Р.А.Кетов вышел достойно из сложнейшего испытания на прочность. В этом главный итог!

О таких командирах подводники говорят:
Немало нас в прочном корпусе
В мрачной толще глубин,
Вахту несли нужную,
А командир был один.

Один не перст одинокий,
С ним каждый, весь экипаж
Но он среди нас первый,
Он - командир наш!

Вспомнит о службе флотской
Где-то матрос седой:
Был командир на лодке,
Он командир мой.

От этой доброй памяти,
Близко ли, далёко,
Командирскому сердцу
Станет тепло и легко.

Сколько опасных походов
Он за службу прошёл,
В них командирское имя,
Гордое имя обрёл.

P.S. Р.А.Кетов, формируя экипаж ПЛ «Б-4», взял боцманом своего сослуживца по предыдущей лодке Щетинина Алексея Степановича. С ним прошёл события Карибского похода, дружен по сей день. Они перезваниваются, встречаются каждый год. А.С.Щетинину 70 лет, он живёт в г. Липецке. Такая дружба командира со своим боцманом говорит о многом!

Но чтит своего командира, безусловно, каждый из ветеранов нашего экипажа.

Август 2012г. В.В.Важенин





















Об авторе
Важенин Валентин Васильевич




Контр-адмирал Важенин Валентин Васильевич, - видный политработник Военно-морского флота, опытный подводник, освоивший службу на дизельных и атомных подводных лодках. В настоящее время он – деятельный участник общественных организаций ветеранов Военно-морского флота. Об этом рассказано в соответствующей справочной литературе («Знаменитые люди Северного флота» и проч.). Опыт В.В.Важенина (успех в его работе по формированию экипажей подводных лодок «Б-4» и «К-137», - головного атомного подводного ракетоносца проекта 667А, по приёму этих кораблей от судостроителей, по проведению испытаний, по вводу их в состав боеготовых сил ВМФ и успешное выполнение первых боевых походов этими кораблями) свидетельствует о ценности рассказанного им о командире Р.А.Кетове.





Обновлено ( 04.10.2012 09:06 )