Одной из самых горячих точек «холодной войны» был «Карибский кризис» (
Примерно за месяц до этих событий в районе ВМБ США Гуантанамо (о. Куба) вела разведку ПЛ «Б-75» пр. 611, из состава 4 Эскадры ПЛ СФ (командир капитан 2 ранга Натнёнков Н.И.).
Главные результаты проведённых мероприятий.
А) Положительные:
1. Неожиданное появление советских подводных лодок вблизи о-ва Куба и у Багамских островов;
2. Снятие морской блокады с Кубы;
3. Вывод баллистических ядерных ракет США с территории Турции;
4. Отработка тактических приёмов и экипажей ПЛ в условиях приближённых к боевым при прорыве и уклонении от противолодочных сил вероятного противника.
Б) Отрицательные:
1. Нарушение скрытности. Из 6 ПЛ обнаружены 4, что составляет 66%;
2. Невозможность оторваться от противолодочных сил вероятного противника. Из 4-х обнаруженных ПЛ были подняты в надводное положение 3, что составляет 75%;
3. Слабое знание системы противолодочного наблюдения за ПЛ у Восточного побережья США, в частности, слабое знание организации взаимодействия стационарной системы наблюдения и маневренных сил (стационарные системы «Артемис», «Цезарь» и «СОСУС», маневренные силы: авиация ПЛО, атомные ПЛ, корабли ПЛО, КПУГ и АПУГ);
4. Вывод с Кубы баллистических ядерных ракет СССР.
Через год (середина декабря 1963г. по конец февраля 1964г.) командование КСФ спланировало поход ПЛ «Б-38»пр. 641 4 ЭскПЛ с задачей ведения разведки выявления системы ПЛО ВМС США у Восточного побережья (командир капитан 2 ранга Козырь В.В., второй командир капитан 3 ранга Голованов Э.В.)
В соответствии с Боевым Распоряжением ПЛ «Б-38» своевременно вышла из базы г. Полярный и начала скрытный переход в Саргассово море. Гидрометеорологическая обстановка была очень сложной (полярная ночь, сильный встречный ветер силой до 10 баллов, волнение моря 6-7 баллов, снежные заряды). Для соблюдения средней скорости перехода (указанной в Боевом Распоряжении 9 узлов)периодически приходилось давать полный ход тремя дизелями. На третьи сутки похода при движении в надводном положении волной выбило стопорa крепления Носовых горизонтальных рулей (НГР). Левое перо руля оторвало, а правое стало бить по корпусу. Колоссальными усилиями личного состава, выпущенного на носовую надстройку, удалось швартовным концом закрепить правое перо к корпусу ПЛ.
В соответствии с Боевым Распоряжением был успешно обнаружен и условно атакован АУС ВМС США (который был изображён РЗК, возвращавшимся от Восточного побережья США).
Скрытно прошли рубежи ПЛО м. Нордкап - о. Медвежий и Фареро - Исландский и вышли в Северо-Восточную Атлантику. Здесь выяснилось, что из-за большой волны и скорости хода через шахту подачи воздуха к дизелям в 5-й отсек попадала вода. Солёная морская вода попала в масляные цистерны. Засолённое масло пришлось откачать за борт. Доложили на флот и запросили разрешение снизить скорость перехода до 5 узлов. Разрешение было получено. Скрытно вошли в Саргассово море и начали ведение разведки.
В январе 1964г. нас перенацелили на Азорские острова. Скрытно вышли в район Азорских островов (противолодочный рубеж п-ов Ньюфаундленд - Азорские о-ва) и здесь неожиданно были обнаружены самолётом ПЛО с канадского АВП «Бонавенчер». Где-то часа
Три противолодочных корабля заняли относительно нас позицию: один - по корме, и два - в кормовых курсовых углах, 120 градусов с каждого борта. Палубная авиация работу прекратила. Повышенными ходами на глубине
Но затем корабли ПЛО смогли восстановить контакт с ПЛ. Мы снова начали маневрирование на отрыв. Вновь удалось. Но минут через 40 корабли ПЛО снова взяли контакт. Приняли решение отрыв производить в тёмное время суток на заднем ходу. Погрузились на глубину
Главные результаты похода.
А) Положительные:
1. Выявлена активно-пассивная (гранаты и буи) авиационная система обнаружения ПЛ «Джули»;
2. Использование авиационных РЛС на пониженной мощности;
3. Выявлен характер взаимодействия и маневрирования АПУГ и палубной авиации;
4. Выполнен новый приём отрыва ПЛ от противолодочных сил противника, с использованием заднего хода;
5. Скрытно форсированы рубежи ПЛО Нордкап - Медвежий и Фареро-Исландский в обеих направлениях.
Б) Отрицательные:
Ошибки управления
1. Повышенная скорость развёртывания ПЛ в район, что привело к выходу из строя.
носовых горизонтальных рулей и засолению масляных цистерн (9 узлов в сложных гидрометеорологических условиях).
2. Несвоевременное оповещение ПЛ о проходе АПУГ во главе с АВП «Бонавенчер» из метрополии в Средиземное море.
Ошибки командира ПЛ:
- Несвоевременный запрос штаба управления об уменьшении средней скорости перехода в период развёртывания до 5 узлов.
- Отсутствие своевременного доклада в Штаб Управления о поломке НГР и засоления масляных цистерн, что затруднило управление ПЛ.
- Нарушение скрытности ПЛ, что привело к её обнаружению и сопровождению АПУГ в подводном положении.
Бывший заместитель начальника штаба 4 Эск ПЛ СФ капитан 1 ранга в отставке Голованов Э.В.