payday loans

Голованов Э.В. По местам «Карибского кризиса»

Одной из самых горячих точек «холодной войны» был «Карибский кризис» (22 октября - 21 ноября 1962г.), когда по приказанию Президента США Кеннеди была объявлена морская блокада революционной Кубе. Переговоры между СССР и США по урегулированию данного вопроса не дали ни каких результатов. Тогда по решению Правительства СССР была спланирована и проведена демонстрация «силы» (операция «Кама»), в которой приняли участие 4 подводные лодки пр. 641 4-й Краснознамённой ордена Ушакова Эскадры ПЛ Краснознамённого Северного флота (ПЛ «Б-130» командир капитан 2 ранга Шумков Н.А.; ПЛ «Б-36» командир капитан 2 ранга Дубивко А.Ф.; ПЛ «Б-59» командир капитан 2 ранга Савицкий В.Г., старший на борту начальник штаба бригады ПЛ капитан 2 ранга Архипов В.А.; ПЛ «Б-4 командир капитан 2 ранга Кетов Р.А., старший на борту командир бригады ПЛ капитан 1 ранга Агафонов В.Н.). Каждая из четырёх ПЛ имела на борту ядерное оружие. Эти четыре подводные лодки Северного флота действовали в Саргассовом море. В это же время вблизи Военно-морской базы США Пёрл-Харбор действовала подводная лодка Тихоокеанского флота «Б-88» (командир капитан 2 ранга Киреев).

 

Примерно за месяц до этих событий в районе ВМБ США Гуантанамо (о. Куба) вела разведку ПЛ «Б-75» пр. 611, из состава 4 Эскадры ПЛ СФ (командир капитан 2 ранга Натнёнков Н.И.).

Главные результаты проведённых мероприятий.

А) Положительные:

1. Неожиданное появление советских подводных лодок вблизи о-ва Куба и у Багамских островов;

2. Снятие морской блокады с Кубы;

3. Вывод баллистических ядерных ракет США с территории Турции;

4. Отработка тактических приёмов и экипажей ПЛ в условиях приближённых к боевым при прорыве и уклонении от противолодочных сил вероятного противника.

Б) Отрицательные:

1. Нарушение скрытности. Из 6 ПЛ обнаружены 4, что составляет 66%;

2. Невозможность оторваться от противолодочных сил вероятного противника. Из 4-х обнаруженных ПЛ были подняты в надводное положение 3, что составляет 75%;

3. Слабое знание системы противолодочного наблюдения за ПЛ у Восточного побережья США, в частности, слабое знание организации взаимодействия стационарной системы наблюдения и маневренных сил (стационарные системы «Артемис», «Цезарь» и «СОСУС», маневренные силы: авиация ПЛО, атомные ПЛ, корабли ПЛО, КПУГ и АПУГ);

4. Вывод с Кубы баллистических ядерных ракет СССР.

 

Через год (середина декабря 1963г. по конец февраля 1964г.) командование КСФ спланировало поход ПЛ «Б-38»пр. 641 4 ЭскПЛ с задачей ведения разведки выявления системы ПЛО ВМС США у Восточного побережья (командир капитан 2 ранга Козырь В.В., второй командир капитан 3 ранга Голованов Э.В.)

В соответствии с Боевым Распоряжением ПЛ «Б-38» своевременно вышла из базы г. Полярный и начала скрытный переход в Саргассово море. Гидрометеорологическая обстановка была очень сложной (полярная ночь, сильный встречный ветер силой до 10 баллов, волнение моря 6-7 баллов, снежные заряды). Для соблюдения средней скорости перехода (указанной в Боевом Распоряжении 9 узлов)периодически приходилось давать полный ход тремя дизелями. На третьи сутки похода при движении в надводном положении волной выбило стопорa крепления Носовых горизонтальных рулей (НГР). Левое перо руля оторвало, а правое стало бить по корпусу. Колоссальными усилиями личного состава, выпущенного на носовую надстройку, удалось швартовным концом закрепить правое перо к корпусу ПЛ.

В соответствии с Боевым Распоряжением был успешно обнаружен и условно атакован АУС ВМС США (который был изображён РЗК, возвращавшимся от Восточного побережья США).

Скрытно прошли рубежи ПЛО м. Нордкап - о. Медвежий и Фареро - Исландский и вышли в Северо-Восточную Атлантику. Здесь выяснилось, что из-за большой волны и скорости хода через шахту подачи воздуха к дизелям в 5-й отсек попадала вода. Солёная морская вода попала в масляные цистерны. Засолённое масло пришлось откачать за борт. Доложили на флот и запросили разрешение снизить скорость перехода до 5 узлов. Разрешение было получено. Скрытно вошли в Саргассово море и начали ведение разведки.

 

В январе 1964г. нас перенацелили на Азорские острова. Скрытно вышли в район Азорских островов (противолодочный рубеж п-ов Ньюфаундленд - Азорские о-ва) и здесь неожиданно были обнаружены самолётом ПЛО с канадского АВП «Бонавенчер». Где-то часа в 2 ночи (ПЛ находилась на глубине 100 метров) я пошёл спать во второй отсек. В Центральном Посту находился командир ПЛ капитан 2 ранга Козырь В.В. и старший помощник командира. Через какой-то промежуток времени командир принял решение всплыть для выброса мусора. Была продута средняя группа ЦГБ, отдраен верхний рубочный люк, и командир со старпомом поднялись на мостик. По рассказу командира: поднявшись на мостик, мы увидели сплошной туман («видимость - 0»), океан спокоен, - длинная зыбь, полный штиль, радиолокационный (на ПС «Накат») и гидроакустический горизонт на ШПС МГ-10» был чист. Никаких целей не просматривалось и не прослушивалось. Через какой-то промежуток времени радиометрист доложил о  работе самолётной РЛС слева на траверзе, сигнал 2 балла, и буквально через минуту старпом услышал рокот авиационного двигателя. Самолёт вышел на ПЛ с левого траверза, включил фару, осветил рубку ПЛ и дал «свечу вверх». Было сыграно «Срочное погружение». Сигнал разбудил меня, и я пошёл в ЦП. Узнал обстановку. Минут через 5 за кормой стали прослушиваться какие-то взрывы. Взрывы шли сериями по 48 - 50 с интервалами в 15 - 18 минут. Часа через 2 всплыли на перископную глубину. Туман рассеялся. Видимость ночная полная. По нашему курсу за кормой в небо поднимались светящиеся столбы. Мы поняли, что палубная авиация с АПВ «Бонавенчер» следующего в составе АПУГ к Гибралтару используя систему «Джули» и ОМАБ осуществляла за нами слежение. Обнаружена была и работа гидролокаторов АПУГ и шумы винтов групповой цели.

Три противолодочных корабля заняли относительно нас позицию: один - по корме, и два - в кормовых курсовых углах, 120 градусов с каждого борта. Палубная авиация работу прекратила. Повышенными ходами на глубине 150 метров ПЛ начала маневрирование на отрыв и выход из полосы поиска. Удалось оторваться. Полтора часа работа гидролокаторов и шумы винтов не прослушивались.

Но затем корабли ПЛО смогли восстановить контакт с ПЛ. Мы снова начали маневрирование на отрыв. Вновь удалось. Но минут через 40 корабли ПЛО снова взяли контакт. Приняли решение отрыв производить в тёмное время суток на заднем ходу. Погрузились на глубину 200 метров, легли на курс 37 градусов и дали ход вперёд электромотором эконом. Хода. Весь день прошли этим режимом, усыпляя бдительность наших противников. Корабли ПЛО удерживали позицию: один - по корме, и два - на кормовых курсовых углах, по 120 градусов каждого борта, непрерывно  работая гидролокаторами. На траверзе левого борта прослушивались шумы винтов АВП «Бонавенчер». С наступлением тёмного времени суток дали средний ход назад тремя электромоторами на 15 минут. Работа гидролокаторов кораблей ПЛО прослушивалась на носовых курсовых углах.  Через 15 минут дали средний ход вперёд тремя электромоторами  и отвернули вправо на 90 градусов. Через 15 минут гидролокаторы не прослушивались. Легли на курс 180 градусов, дали малый вперёд бортовыми моторами. Так прошли 4 часа. Горизонт чист. Всплыли под РДП и произвели заряд аккумуляторной батареи. В соответствии с Боевым Распоряжением, ведя разведку, начали скрытный переход в базу.

 

24 февраля 1964 года ПЛ Б-38 прибыла в базу.

 

Главные результаты похода.

А) Положительные:

1. Выявлена активно-пассивная (гранаты и буи) авиационная система обнаружения ПЛ «Джули»;

2. Использование авиационных РЛС на пониженной мощности;

3. Выявлен характер взаимодействия и маневрирования АПУГ и палубной авиации;

4. Выполнен новый приём отрыва ПЛ от противолодочных сил противника, с использованием заднего хода;

5. Скрытно форсированы рубежи ПЛО Нордкап - Медвежий и Фареро-Исландский в обеих направлениях.

Б) Отрицательные:

Ошибки управления

1. Повышенная скорость развёртывания ПЛ в район, что привело к выходу из строя.

носовых горизонтальных рулей и засолению масляных цистерн (9 узлов в сложных гидрометеорологических условиях).

2. Несвоевременное оповещение ПЛ о проходе АПУГ во главе с АВП «Бонавенчер» из метрополии в Средиземное море.

 

Ошибки командира ПЛ:

  1. Несвоевременный запрос штаба управления об уменьшении средней скорости перехода в период развёртывания до 5 узлов.
  2. Отсутствие своевременного доклада в Штаб Управления о поломке НГР и засоления масляных цистерн, что затруднило управление ПЛ.
  3. Нарушение скрытности ПЛ, что привело к её обнаружению и сопровождению АПУГ в подводном положении.

 

Бывший заместитель начальника штаба 4 Эск ПЛ СФ капитан 1 ранга в отставке Голованов Э.В.