payday loans
Индекс материала
Шумаков В.А. Тайные страницы истории. Столкновение под водой
1
2
3
4
5
Страница 7
Все страницы

Тут  в  центральный  пост  заходит   СПСовец17,  передаёт командиру  расшифрованную
радиограмму. Тот взял её, прочитал и изменился в лице. В центральном посту все затихли. Было похоже на известную сцену из пьесы "Ревизор". А в радиограмме было ни много, ни мало, а… "Доложите состояние корабля и личного состава". Наверняка командир подумал: "Откуда в Москве известно!?". Мы потом, когда узнали точное содержание радиограммы (не государственная тайна), тоже подумали: "Как!? Откуда!?". Как нам впоследствии стало известно, командир американской ПЛАРБ оказался более дисциплинированным, чем наш командир. Он доложил по инстанции своему командованию в США о столкновении с "рашн - субмариной", что лодка всплыла, осмотрелась, погрузилась и пошла своим ходом. По дипломатическому каналу американцы информировали об этом правительство Советского Союза. Всё это дошло до МО СССР, далее - до ГК ВМФ, и конечным результатом была радиограмма в наш адрес.  Я полагаю, что в Москве дали возможность командиру честно ответить, что же произошло. Однако командир дал радиограмму, что столкнулись с пресловутым "топляком", личный состав в строю, травм нет. Вот из-за этой радиограммы - ответа мы потеряли и первую сторону медали.
Когда нас досрочно вызвали из отпуска (я не догулял 34 суток) после гибели 39 членов экипажа ПЛА "К-3" ("Ленинский комсомол"), которая возвращалась из боевой службы, один из представителей командования Северного флота, провожая нас во внеплановую боевую службу (автономку), сказал перед строем: "В первую боевую службу вы заработали одну сторону медали. Идите за второй!". Хотя мы считали, что заработали обе и с лихвой.
А первая сторона медали, как выразился адмирал, действительно была заработана в первой боевой службе. Дело в том, что в этой боевой службе (май - июль 1967 г. - 71 сутки) мы по вине командира голодали 47 суток - это особый разговор, требующий большого повествования в лицах, а кроме того, оперативно локализовали радиоактивную течь бессальникового затвора одной из секций парогенераторов правого борта, вывели ППУ правого борта аварийно, используя до конца боевой службы смешанный режим ГЭУ - ППУ левого борта на ПТУ18 обоих бортов. Углекислого газа в отсеках было под 3% (кровь из носа, головная боль, вялость и т. д.) - экономили регенерацию19, т. к. её тоже не хватало. Одним словом, пришли с моря дистрофиками. Нас (меня и инженер-капитан-лейтенанта Вадима Мужецкого) даже однокашники при встрече не сразу узнавали. Лично у меня, несмотря на то, что 12 суток возврата домой мы нормально питались и дышали сносным воздухом (загрузили ночью у Александрии на обратный переход), не хватало 14 килограммов веса из первоначальных 62. По приходу весь личный состав отправили в различные санатории, а затем офицеров, мичманов и отличившихся в море матросов и старшин срочной службы в отпуска. Но из отпуска нас вызвали досрочно, по причине, указанной мною выше.
И всё же, почему мы столкнулись?
Заявление командира, что гидрология подвела, - абсурд. Дело в том, что часто этого рыжего старшего матроса (гидроакустика) и командир, и старпом (капитан 3 ранга  Храмцов В.М.), и помощник командира (капитан-лейтенант Дмитрий Каспер-Юст) ловили заснувшим на посту, а примерно ни разу не наказали. А ведь гидроакустик - это "уши" корабля! А "уши" наши оказались никудышными. Два "барбоса" - гидроакустика во время учения по борьбе за живучесть перед входом в Тунисский пролив занимались переборкой ЗИПа20, сняв наушники. Вот она, реальная причина столкновения, чуть не окончившаяся трагедией. Ведь, как выяснилось впоследствии, мы догнали американскую субмарину со стороны винтов и "долбанули" её по рубке, загнув ей выдвижные устройства. Относительная скорость была    2…3 узла. А если бы столкнулись на встречных курсах? В этом случае скорость "поцелуя" была бы в пределах 23…24 узлов. А это немало! Последствия были бы непредсказуемые.
На базе (городок Западная Лица) просочилась ложная информация по "радио" "ОБС" ("одна баба сказала"), что подводная лодка "К-52" столкнулась в Средиземном море с американской атомной подводной лодкой под водой. При этом, в соответствии с данными этого "радио", содран почти весь лёгкиё корпус, всплывать лодка не может и будет выбрасываться на мель в Мотовском заливе. Есть жертвы. Можно представить состояние наших жён!
-------
17 СПС - специальная радиосвязь.
18 ПТУ - паротурбинная установка.
19 регенерация - химическое вещество в виде пластин, восстанавливающее первоначальный (нормальный)  состав воздуха при дыхании личного состава в герметичном прочном корпусе подводной лодки   (поглощает углекислый газ и выделяет кислород).

 



Обновлено ( 18.07.2011 19:08 )