payday loans
Индекс материала
Шумаков В.А. Тайные страницы истории. Столкновение под водой
1
2
3
4
5
Страница 7
Все страницы

сбросом аварийных защит обоих реакторов да ещё в аварийной обстановке и под водой. Потеря хода при отрицательной плавучести корабля - неминуемая гибель! (Им тоже показалось, что при втором глухом ударе лопнул прочный корпус кормового отсека, отсек быстро заполняется водой, поэтому и появился резкий дифферент на корму). Моментальный доклад в центральный пост. Но вовремя выровнялся дифферент после аварийного всплытия подводной лодки. Работа насосов, а в дальнейшем и ГЭУ обоих бортов стабилизировалась. Этот тревожный доклад я принял после всплытия подводной лодки.
После стабилизации режимов установок появилось время, чтобы осмотреться. Валерий Шапошников, смотря на Бориса изумлёнными круглыми глазами, выпалил: "Боря, что с тобой, тебе плохо? Ведь на тебе лица нет, ты весь белый!". Борис, улыбаясь, ответил: "Нет, всё нормально. Ты бы на себя посмотрел - не лучше!". Оба расхохотались, что всё обошлось после таких "кувырков". А ведь, как определили в доке, до лобового столкновения торпедными аппаратами не хватило всего сантиметров 10…15. Не первый раз подтвердилось, что нас Всевышний не забывает.
Трагикомичная обстановка сложилась в корме. При столкновении в каютах 8 отсека и в кубрике 9 отсека почти весь личный состав сбросило с коек. Переборка между 8 и 9 отсеками была поначалу открыта. Вахтенный 9 отсека на тревожный вопрос моряков: "Глубина!?" с перепугу выпалил: "400 метров!" (при действительной глубине 40 метров). Все начали хвататься за индивидуальные дыхательные аппараты (ИДА). В каюте по правому борту 8 отсека лихорадочно искал запасной ИДА приписной офицер - оператор пульта управления ГЭУ -  инженер-лейтенант Гаевой. Инженер-капитан-лейтенант Евгений Васюков, спокойно сидя на койке, поинтересовался у него: "Чего мечешься?". И произошёл следующий диалог:
- Запасной ИДА ищу, вдруг не достанется!
- А глубина какая?
- 400 метров!
- Так зачем он тебе нужен? Зачёты по ЛВД16 тебе по - новой сдавать нужно, балбес! Ведь даже с запасными баллончиками ты сможешь выйти с глубины не более          120 метров!
- Ну, всё же, на всякий случай…
Снят был стресс с личного состава после поступления моей команды "Осмотреться в отсеке. Доложить обстановку", выпрыгивания лодки на поверхность и моментального исчезновения дифферента. В центральном живы. Значит всё в порядке! Ну и досталось же вахтенному 9 отсека за ложную информацию о глубине. А потом все хохотали над товарищами и собой и пересчитывали ушибы. Всё хорошо, что хорошо кончается! Что интересно, переборку между 9 и 8 отсеками задраили сами, а затем следили за закрытием переборочной двери неукоснительно.
Более или менее освободившись от вахты и проверки материальной части дивизиона, перед сном пошёл умыться. Умывшись, в зеркало вижу, что на висках не смыл мыло (в море мы пользовались очень мягкой дистиллированной водой, которую сами варили из морской воды для технических и бытовых нужд водоопреснительной установкой). Обильно смыл виски, а они всё равно светлые. Вытер голову почти насухо, подставил её под вдувную вентиляцию…  И только теперь понял, что виски поседели. "Вот это да!" - думаю. Ведь мне было только 28 лет.    И всё же, почему был такой резкий дифферент на корму после столкновения?
Дело в том, что боцман Иванов после столкновения при такой скорости корабля (13 узлов) перевёл полностью носовые горизонтальные рули на всплытие без приказания командира, а кормовые горизонтальные рули не отвёл для удержания нарастания дифферента.  А ведь при столкновении ход резко уменьшился. При отрицательном стечении обстоятельств (потеря хода, поступление воды в прочный корпус и т. д.) резкое торможение носа корабля и быстрое нарастание аварийного дифферента на корму могло привести к потере лодки продольной остойчивости. Вот тогда мы бы могли перевернуться и действительно "булькнуть", закончив своё земное существование на нечётном числе погружений и всплытий.
На следующие сутки в 12.00 восьмого декабря моя смена (первая) снова заступила на вахту. Командир в весёлом настроении зашёл в центральный пост (3 отсек) и констатировал: "Товарищи моряки-подводники, тире - североморцы, тире - гуси-лебеди, уже почти сутки идём домой и, думаю, без дальнейших происшествий".
------
16 ЛВД - лёгководолазное дело.

 



Обновлено ( 18.07.2011 19:08 )