payday loans
Индекс материала
Шумаков В.А. Тайные страницы истории. Столкновение под водой
1
2
3
4
5
Страница 7
Все страницы

Чувствую, что всплывать нельзя. Знаю, что необходимо дать команду в 1-ый и 9-ый отсеки: "Осмотреться в отсеке. Доложить обстановку".  (Для  оперативности  решил, что  нужно дать команду именно в эти два отсека, где я слышал удары, а не по "циркуляру"8 во все отсеки. В последствии заместитель ГК ВМФ по боевой подготовке адмирал Егоров Г.М. согласился со мной при разборе "полётов"). Но после удара челюстью о "Каштан" её заклинило. Я не мог раскрыть рта.
Осматриваюсь вокруг - боцман на месте, по глубиномеру - 40 метров, глубина резко уменьшается, лодка всплывает, а не падает камнем вниз. Чудеса! Вахтенный БП-359  на месте и перепуган, дифферентометр зашкалило на корму. В кресле дозиметриста сидит дублёр командира  БЧ-5 Николай Ткачёв в необычной позе: ноги - вертикально вверх, зад обтянут репсом, а между раздвинутых ног выглядывают два круглых ошалевших глаза. Наверное, и я выглядел не лучше. От страха тошнило, зажмурился от резкой боли в челюсти… Кажется, что прошла вечность, а на самом деле длилось всё это секунд 10…15.
Когда командира бросило на телеграфы, он, чтобы защитить лицо от удара, выставил руки вперёд, но всё же приложился прилично о собственные руки, которые попали на фиксаторы рукояток турбинных телеграфов. Непроизвольно нажав на "гашетки" телеграфов, он передвинул их рукоятки на "самый малый вперёд". Сработавший зуммер вывел всех из оцепенения. Первым послышался голос командира: "Продуть балласт! Осмотреться в отсеках!". Я с резким треском и острой болью в челюсти, которая вышибла слёзы, разжал рот и скомандовал  вахтенному БП-35: "Продуть балласт!" и в 1-ый и 9-ый отсеки: "Осмотреться в отсеках, доложить обстановку!". Вахтенный БП-35 доложил: "Продуваю!". И тут же поступили доклады из 1-го и 9-го отсеков: "Удар в районе 14-го шпангоута. Поступления воды нет. Отсек осмотрен, замечаний нет", "Удар в районе 114-го шпангоута. Поступления воды нет. Отсек осмотрен, замечаний нет".
После этого по "циркуляру" дал команду в остальные отсеки  и доложил командиру о докладах из 1-го и 9-го отсеков.
Тут лодка выпрыгнула, как пробка, из воды. Моментально выровнялся дифферент, и началось покачивание корабля на волне. В момент, когда командир БЧ-5 Полусмяк Г.П. ворвался из 2-го отсека в центральный пост, была сыграна боевая тревога, и уже Григорий Павлович принимал доклады из отсеков об осмотре и отсутствии замечаний в них. Затем стали скрупулёзно проверять материальную часть во всех боевых частях, службах и дивизионах. Перед уходом на пульт управления ГЭУ10  я после командира и помощника командира капитан-лейтенанта Дмитрия Каспер-Юста осмотрел горизонт в перископ из любопытства. Облачность была баллов 5, на море - крупная зыбь, а далеко на горизонте еле просматривался силуэт гражданского судна (так нам показалось, а на самом деле это было разведывательное судно). Видимость была отличной. Живём! Быстро отходит от стресса военный человек…
Следуя на пульт управления ГЭУ, обошёл энергетические отсеки. Убедился, что внешне всё в порядке. На пульте ГЭУ по докладам из боевых постов 1-го дивизиона и докладам операторов ГЭУ уточнил: в дивизионе всё нормально, если не считать, что сигналы аварийных защит реакторов от приборов отключены. Остались только кнопки сброса аварийных защит реакторов и ключи сброса защит ходовых турбин.
Причина, кстати, здесь старая, ещё с начала боевой службы. Дело в том, что после каждой боевой службы (я был в четырёх, а это была вторая) мы шли в г. Полярный на судоремонтный завод СРЗ № 10 (так называемая королевская фирма "Тип-топ"). Из-за ещё малого опыта ремонта атомных подводных лодок ремонт всегда был не очень качественный, и за ремонтным персоналом нужен был жёсткий контроль, что не всегда можно было обеспечить, особенно в конце ремонта, когда рабочие сидели сутками в отсеках корабля друг на друге. Особенно это характерно было в дивизионах БЧ-5. Так вот, после ремонта, последовавшего за первой боевой службой, через две недели мы обнаружили, что самопроизвольно срабатывает аварийная защита обоих реакторов по максимальной температуре 1 контура, максимальному давлению 1 контура и расходу 1 контура: подпрыгивали стрелки приборов-самописцев вверх до упора  и  тут  же  возвращались  в  нормальное  положение.  Но  пакость совершена - аварийная защита реактора внизу! Заменили приборы. Всё стабилизировалось. Ушли на боевую службу.   В ходе  её  проверили  снятые  приборы,  -  они  оказались  в  строю!  А  через  две-три  недели
---------
8  "Циркуляр" - подача команды по "Каштану" (громкоговорящей связи) одновременно на все боевые посты.
9  БП-35 - боевой пост погружения и всплытия.
10 ГЭУ - главная (атомная) энергетическая установка.

 



Обновлено ( 18.07.2011 19:08 )