payday loans

Шумаков В.А. Тайные страницы истории. Столкновение под водой

Индекс материала
Шумаков В.А. Тайные страницы истории. Столкновение под водой
1
2
3
4
5
Страница 7
Все страницы

Тайные страницы истории

Столкновение под водой

Ветеран Подразделений особого риска, ветеран-подводник капитан 1 ранга Шумаков В.А.



Моё звание в описываемый период - инженер-капитан-лейтенант, должность - командир дивизиона движения1 (1-ый дивизион) БЧ-52 атомной подводной лодки "К-52".
6 декабря 1967 г. мы закончили боевую службу и по приказу из Москвы покинули район патрулирования, возвращаясь из Средиземного моря домой, в родную базу Заполярья.
К концу дня 6 декабря получили "радио"3 прижаться к Африке и пропустить армаду    6-го флота США, шедшую навстречу через Тунисский пролив. Утром 7 декабря мы вновь получили "радио": "Следовать своим курсом". Перед Тунисским проливом провели корабельное учение по борьбе за живучесть. В 14.20 на корабле начала заступать вахта первой смены по боевой готовности № 2. В 14.33 после доклада командиру о заступлении на корабле 1-ой смены по боевой готовности № 2 подводная (подводная лодка была удифферентована на глубине 40 метров, под килём - 500 метров, скорость "малый ход" - 13 узлов) по его приказанию я дал команду: "Подвахтенным от мест отойти" и садился в кресло вахтенного инженера-механика (левым плечом к носу корабля). За спиной находились штурманская рубка, вертикальный трап в боевую рубку и рубка метристов. Командир капитан 2 ранга Борисенко В.Д. стоял слева от меня между боевым постом "горизонтальщика"4 (боцман мичман Иванов) и столом вахтенного инженера-механика. Командир БЧ-5 инженер-капитан 2 ранга Полусмяк Г.П. неважно себя чувствовал и давно убыл в свою каюту во 2-ой отсек. Дублёр нашего механика (из-за плохого состояния Григория Павловича) инженер-капитан 3 ранга Ткачёв Н.А. сидел в кресле вахтенного дозиметриста справа от меня. Это был опытный командир дивизиона движения БЧ-5 184 резервного экипажа и поэтому и для меня он являлся отличным помощником и наставником. По характеру Николай был лёгок, открыт и коммуникабелен. Вахтенный дозиметрист (не помню фамилии) и вахтенный офицер командир БЧ-4, РТС5 старший лейтенант Блажин Е. М. стояли за моей спиной ближе к корме - почти в проходе…


В этот момент из гидроакустической рубки выглянул вахтенный с очумелыми глазами - старший матрос - и крикнул, как выстрелил: "Прямо по курсу цель!". Командир ничего не успел  предпринять, но движение его было к турбинным телеграфам, которые находились за вертикальным трапом в боевую рубку. Я не успел сесть в кресло, как раздался грохот в носовой части корабля. Подводную лодку бросило носом вверх и вправо, а командира буквально сдуло на левый борт прямо на  телеграфы. Меня вдавило в кресло и бросило назад. Было такое впечатление, что оторвался талреп у кресла. Я ударился тыльными сторонами рук  о двери рубки метристов (лопнуло стекло часов). В следующее мгновение меня бросило также резко и с такой же силой вперёд. Удар пришёлся челюстью об "Каштан"6. Говорят, при этом искры из глаз летят. Не искры - пламя!
Тут же, практически одновременно, появился резкий дифферент на корму и раздался тупой удар в корме в районе киля. Оторвалась РДУ7  у вертикального трапа и с грохотом полетела в корму вниз, как в яму. После тупого удара в корме и мгновенно появившегося дифферента на корму казалось, что лопнул прочный корпус какого-то из кормовых отсеков. Конец! Почему-то появилась мысль: "Так вот как погибали подводники во время войны!".
-----------
1 Командир дивизиона движения  - офицер, в заведовании которого находятся атомные энергетические установки и средства движения. Дополнительно исполняет обязанности вахтенного инженера-механика.
2 БЧ-5 - электромеханическая боевая часть.
3 "Радио" - зашифрованная радиограмма.
4  "Горизонтальщик" - специалист, управляющий горизонтальными рулями подводной лодки.
5 Командир БЧ-4, РТС - офицер, в заведовании которого находятся акустическое, гидроакустическое,    радиолокаторное и радиотехническое вооружение корабля. Дополнительно исполняет обязанности вахтенного офицера.
6 "Каштан" - громкоговорящая корабельная связь (ГГС).
7 РДУ - регенеративная дыхательная установка.

 

 

 



Обновлено ( 18.07.2011 19:08 )