payday loans

Темнов В.П. Из книги Темнова В.П. "Моя жизнь, служба, судьба" - Страница 9

Индекс материала
Темнов В.П. Из книги Темнова В.П. "Моя жизнь, служба, судьба"
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Все страницы

Возвращение на Камчатку.

 

Я был назначен СПК на 305-й экипаж. Командиром к нам на экипаж после учебы в академии пришел кап.2 ранга Сысуев Юрий Николаевич, (в настоящее время он адмирал, долгое время был начальником  ВМА им. Кузнецова). Экипаж был боевой и имел уже много достижений в боевой подготовке. Мы быстро подтвердили линейность с новым командиром, выполнили ряд боевых задач и весной 1983 года убыли на МПП, (межпоходовую подготовку), в УЦ г. Обнинска.

В 1982 году командиром дивизии уже был назначен капитан 1 ранга Алкаев Николай Николаевич, (на соединении в народе его ласково называли «дядей Колей»), он был спокойным, доброжелательным, опытным и уверенным в своем л/составе командиром дивизии. Он сменил контр-адмирала Берзина Альфреда Семеновича, который убыл на 6-е ВОК ВМФ начальником кафедры тактики подводных лодок.

Перед убытием в г. Обнинск мне предложили должность командира 379 экипажа вместо убывающего преподавателем на 6-е ВОК ВМФ кап. 1 ранга Суворова Н.М., и я согласился.

23 июня 1983 года на Камчатке произошла трагедия. В б.Саранная во время дифферентовки перед переходом в район выполнения торпедных стрельб легла на грунт, а точнее затонула, пла «К-429» с 379 экипажем на борту под командованием кап .1 ранга Суворова Н.М. Старшим на борту был НШ 10 дивизии Герой Советского Союза кап. 1 ранга Гусев А.А. Никто не мог тогда даже предположить, что это могло случится с опытным командиром и с опытным экипажем. Эта авария несомненно произошла по вине людей, находившихся на этой пла, но при трагическом стечении многих обстоятельств и событий, предшествовавших этому выходу в море. Все это описано в материалах расследования, но полную правду всего этого никогда и никто не узнает, ее унесло с собой море, как и правду о гибели пла «Комсомолец» и пла «Курск». Неблагодарное это дело, сидеть в теплой каюте на берегу и осуждать людей, которые попали в беду и погибли.

Я знаю одно. На «К-429» в момент аварии никто не струсил и выполнил свой долг до конца, даже в минуту смерти. Это подтвердили и мои товарищи,  будущие мои подчиненные по 379 экипажу, которые остались живы, и которыми я затем командовал и ходил с ними в море. Это кап.2 ранга Ледовской Владимир Михайлович – командир БЧ-2, помощник командира кап. 3 ранга Разборский Александр, командир БЧ-1 кап.3 ранга Краевский Михаил и другие.

После подъема пла и похорон 16-ти погибших подводников был суд. Командира 379 экипажа кап. 1 ранга Суворова Н.М. осудили на 10 лет, а командира БЧ-5 кап. 2 ранга Лиховозова Бориса – на 7 лет. Я в то время уже прибыл с обучения из УЦ г. Обнинск в составе 305 экипажа и присутствовал при зачтении приговора. На зачтение окончательного обвинительного приговора были собраны все командиры пла, спк и командиры БЧ-5 для осознания своей ответственности за исполнение служебных обязанностей и в назидание потомкам. Став командиром 379 экипажа, мы с офицерами экипажа как могли финансово помогали семье Суворовых и ему самому.

Хочется здесь отметить, что еще никто в мировой практике не выводил из затонувшей подводной лодки с глубины 41 метра через ТА ТА ( торпедные аппараты), и АСЛ (аварийно-спасательный люк) кормового отсека 104 человека! Это грустный, но все же – опыт.

Но жизнь есть жизнь, и боевая деятельность 10-й дивизии продолжалась по годовому плану. Подводные лодки выходили в море на БП, готовились и выходили на боевые службы.

 

Как я самостоятельно командовал подводной лодкой.

На одной из лодок нашей дивизии - «К-201», которой командовал кап. 1 ранга Бледнов Борис Гаврилович отсутствовал старпом, и меня на выход в море прикомандировали к его экипажу. Задача была простая. Выйти в полигоны БП и обеспечить выполнение учебных задач надводных кораблей Камчатской военной флотилии по поиску подводной лодки условного противника. Роль этого условного противника и должна была выполнять пла «К-201».

Поднявшись на мостик пла, командир лодки кап. 1 ранга Бледнов Б.Г. приказал мне командовать кораблем, отойти от пирса, выйти из базы и следовать в б. Саранная на дифферентовку. Для меня это было большим подарком, хотя раньше я самостоятельно выполнял некоторые маневры при перешвартовках пл.

Мы успешно вышли из базы, удифференовались в б. Саранная и пошли в район обеспечения. На переходе до точки погружения Борис Гаврилович убыл в свою каюту отдохнуть, приказал мне продолжить командование подводной лодкой и разбудить его после занятия района с подходом обеспечиваемых кораблей. О приеме подводной лодки под свое командование я, как и положено, сделал об этом запись в черновом  вахтенном журнале центрального поста. Мы заняли район, через небольшое время подошли надводные корабли, о чем я доложил Борису Гавриловичу. Он приказал мне дальше командовать кораблем и выполнять поставленную задачу. Я получил инструктаж по УКВ от старшего начальника, находившегося на одном из кораблей, погрузился и а течение всего дня выполнил все маневры, предписанные заданием на обеспечение. Всплыв в заданном районе и получив от надводников благодарность за хорошее обеспечение, мы начали движение в базу. До самой швартовки и подачи трапа на борт Борис Гаврилович ни разу не вмешался в мои действия, а после схода на пирс поблагодарил меня за работу и поставил оценку «отлично». Я до сих пор с благодарностью вспоминаю Бориса Гавриловича, который своим доверием вселил в меня уверенность в управлении подводной лодкой.

Хочется отметить, что все старпомы на нашей 10-й дивизии были прекрасно обучены и самостоятельны в выполнении любых поставленных задач. Все это достигалось благодаря доверию к нам со стороны командования дивизии. Став командиром, мне всегда хотелось ходить в море самостоятельно, без старших на борту, но, к сожалению, это было очень редко.

 



Обновлено ( 31.10.2011 18:10 )