payday loans

Темнов В.П. Из книги Темнова В.П. "Моя жизнь, служба, судьба" - Страница 4

Индекс материала
Темнов В.П. Из книги Темнова В.П. "Моя жизнь, служба, судьба"
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Все страницы

 

Служба на Северном Флоте в 11 дивизии 1-й Флотилии.

В 1973 году я с отличием окончил училище и по моему выбору как отличника учебы меня направили служить в 11 дивизию 1-й Флотилии атомных подводных лодок Северного Флота, базирующуюся в губе Западная Лица, и в которую входили пла второго поколения пр. 670. В отделении кадров меня определили для дальнейшей службы во второй, 302-й экипаж командиром гидроакустической группы, инженером РТС. Свое заведование я принимал от капитан-лейтенанта Кириллова Юрия Васильевича, который был назначен в экипаж пла «К-201», уходившей на Камчатку южным путем. Сейчас Юрий Васильевич вице-адмирал, на пенсии. Он закончил службу командующим 2-й флотилии пл ТОФ.

302-й экипаж являлся 2-м экипажем подводной лодки «К-87», и поэтому оба экипажа этой подводной лодки проживали в одной казарме на одном этаже. Так было принято на флоте, поселять 1-й и 2-й экипажи одной подводной лодки вместе. В то время «К-87» проходила средний ремонт на СРЗ-10 в г. Полярном, и поэтому 302-й экипаж занимал весь этаж казармы 11-й дивизии.

Кто бы мог подумать, что через несколько лет я буду служить именно в экипаже «К-87», и пройду путь от командира БЧ-4, начальника РТС до командира этой подводной лодки. В то время командовал подводной лодкой «К-87» кап. 1 ранга Суворов Николай Михайлович. Да, тот самый, под командованием которого пла «К-429» в ночь с 24 на 25 июня 1983 года легла на дно бухты  Саранная на Камчатке при дифферентовке. Это была трагедия, но об этом - позже.

В то время о прибывающих на флот молодых офицерах проявляли, на мой взгляд, исключительную заботу. Со мной побеседовали командир дивизии контр-адмирал Голосов Р.А., (извините, я забыл некоторые имена и отчества), и  заместитель начальника политического отдела дивизии и пожелали мне хорошей службы.

В 302 экипаже меня приняли хорошо. Экипаж только что прибыл из отпуска.

Подводные лодки пр. 670 горьковской постройки были в то время грозой американских авианосцев, и мы этим гордились. Они несли на своем борту 8 крылатых самонаводящихся ракет с подводным стартом с дальностью стрельбы - 70 км. и 14 самонаводящихся торпед. Из этого количества оружия до 6 ед. имели ядерную «начинку».

Первым моим командиром был строгий, но справедливый капитан 1 ранга Копейкин Аркадий Алексеевич. Замполитом – капитан 2 ранга Спицин Николай Николаевич. Моим непосредственным начальником был начальник РТС, командир БЧ-4 капитан 3 ранга Цулимов Лев, который помогал мне в первые дни моей службы и в моем становлении, как офицера – подводника. Иногда перед переходом на обед на камбуз нашей дивизии он предлагал мне пропустить рюмочку для аппетита, но я скромно отказывался. Пили в то время на флоте, конечно, разбавленное «шило». Так называли спирт, который шел на обслуживание техники, и в то время оно было хорошего качества.

Меня поселили в казарме вместе командиром электронавигационной группы лейтенантом  Цыганковым, тоже только что прибывшим на флот по окончанию училища, выделив нам отдельное помещение в казарме. Получив зачетные листы на допуск к самостоятельному управлению по занимаемой должности и дежурству по кораблю и срок сдачи – 2 месяца мы со «штурманенком» все вечера проводили на подводной лодке, где изучали заведование по своей специальности и устройство подводной лодки, чтобы затем нести дежурство по кораблю. Качественно изучить подводную лодку нам помогло докование подводных лодок на СРЗ-10 в г. Полярном «К-25», а затем «К-325» на СРЗ-35 г. Роста. В доке с Цыганковым  мы были назначены «комбригами», т.е. командирами бригад по чистке и покраске цистерн главного балласта подводной лодки. В каждую бригаду входило до 5-и матросов и мичманов. Работа была опасная, можно было задохнуться от краски, т.н. сурика, разведенного этиленом, и поэтому цистерны постоянно вентилировались. У лазов в цистерну постоянно находился страхующий человек, а время работы в цистерне составляло 30 мин. и прерывалось небольшим отдыхом с «проветриванием» легких на 10 мин.

Со сроками сдачи зачетов мы справились успешно, был издан приказ  по кораблю о нашем допуске, и мы с гордостью почувствовали себя полноценными членами экипажа. С выходом из докового ремонта мне удалось сходить со своим экипажем в море на после доковые испытания. В начале 1974 года не без помощи жены моего непосредственного начальника кап. 3 ранга Льва Цулимова, (она была заведующей общежитием), мне выделили место в  офицерском общежитии в комнате для холостяков, ( в то время я был неженатым, моя будущая жена заканчивала учебу в г. Горьком). Лейтенант Цыганков получил  комнату в жилом доме, т.к. он был уже женатым.

302-й экипаж был дружный, сплоченный. Я назову лишь несколько фамилий, которых помню. Командиром БЧ-5 был кап. 2 ранга Воронцов Иван Алексеевич, командиром 1 дивизиона - кап. 3 ранга Тесленко, командиром 2-го дивизиона - кап.3 ранга Зайченко, командиром ЭТГ был ст. л-т  Яшенин Александр, командиром группы БЧ-2 – ст.л-т Ледовской Владимир Михайлович. С ними я еще не раз пересекусь в своей службе.

Новый, 1974 год, мы встречали весело. Замполит назначил меня экипажным Дедом Морозом, и я 31 декабря 1973 года ходил по квартирам, где жили семьи наших офицеров и мичманов, поздравлял их детей с Новым годом и вручал подарки. Ходил один без Снегурочки с мешком небольших подарков.  Почти все, кого я посещал, стремились угостить меня рюмкой, и я с трудом вернулся в коллектив нашего экипажа к новогоднему столу, но поставленную задачу выполнил.

Но здесь только что начатое, казалось бы, спокойное течение службы и жизни на постоянном месте нарушается необходимостью перевода меня в другой экипаж, на новое формирование, на такую же должность, но на новую подводную лодку «К- 479» пр. 670М с более совершенным оружием и вооружением.  Новый экипаж должен был пройти обучение в знаменитом 1-м учебном центре ВМФ для подводников в г. Обнинске. В последствии я узнал, что мой новый  командир, капитан 2 ранга Ворошнин Владимир Николаевич, специально в отделе кадров нашей 1-й Флотилии отбирал на свой экипаж офицеров с отличием окончивших училище, что в последствии сказалось на высокой выучке и подготовке экипажа. Не все офицеры желали уходить служить на новые формирования, даже те, кто шел с повышением по должности, т.к. у них терялись все надбавки к должностному окладу, (северные, морские и т.п.). Кроме того, надо было сдавать жилье, собирать контейнер, срывать детей с учебы и т. д.

В феврале 1974 года я был назначен командиром ГАГ, инженером РТС на пла пр. 670М «К-479» и убыл в составе экипажа в учебный центр г. Обнинск.

Пла пр. 670М была продолжением пла пр. 670 и в отличие от нее имела дополнительный жилой отсек, лучшие жилые условия для л/состава и удобный, просторный для ведения боевых действий центральный пост. Мы с большим желанием и энтузиазмом принялись за изучение нового корабля, его оружия и нового вооружения.

Перед прибытием в УЦ нас в Москве во флотском экипаже переодели в «зеленую» форму, форму внутренних войск, для маскировки от иностранной разведки, чтобы никто не знал, что в УЦ г. Обнинска обучаются экипажи пла. Это было смешно, потому что все горожане знали о нас и о нашей профессии, да и черные ботинки нас выдавали, т.к. сухопутные офицеры носили коричневые ботинки.  Единственным плюсом в этом переодевании для нас было то, что зеленые рубашки можно было реже стирать.        Командиром УЦ ВМФ в г. Обнинске был в то время наш знаменитый 1-й командир первой атомной подводной лодки 1-го поколения пр.627 «К-3» контр-адмирал Осипенко Леонид Гаврилович, (его в кругах командиров называли нашим советским «адмиралом Риковером»). Американский адмирал Риковер являлся в то время отцом атомного подводного флота США.

Мне опять повезло с коллективом, в который я попал. Это были замечательные люди, классные специалисты – подводники, любившие свою специальность, свой экипаж, свою подводную лодку. Некоторые члены нашего экипажа стали известными подводниками и адмиралами.

Командиром экипажа был капитан 2 ранга Ворошнин Владимир Николаевич. Это был грамотный и вдумчивый офицер, интеллигентный, терпеливый, заботливый и спокойный  в общении с подчиненными начальник. Он постоянно заботился о сплочении экипажа, участвовал и возглавлял все праздничные вечера, проводившиеся в составе экипажа, был хорошим психологом и педагогом, корректен в своей воспитательной работе с подчиненными. Он требовал от нас добросовестного и внимательного отношения к  изучению нового корабля и его вооружения. Им была также поставлена задача каждому офицеру подготовить себя к службе на корабле на одну ступень выше по занимаемой должности. То есть мы должны были быть готовыми исполнять обязанности наших непосредственных начальников.

Старшим помощником был капитан 3 ранга Лушин Владимир Петрович, прибывший к нам с командирских классов. Впоследствии он стал командиром пла, Героем Советского Союза, депутатом Государственной Думы. Недавно он ушел из жизни.

Помощником командира был капитан-лейтенант Пасиницкий Анатолий Павлович, по национальности белорус. Это был требовательный, дотошный, педантичный офицер, всегда доводивший свое решение до конца, а некоторых офицеров до истерики.

Замполитом был кап. 3 ранга Якубовский Николай Степанович, прибывший к нам служить после работы в ЦК ВЛКСМ. Он был заботливым и требовательным воспитателем, принципиальным коммунистом. В 1974 году он привез из Москвы из отдела ЦК ВЛКСМ пригласительный билет на заключительное мероприятие Всесоюзной 14-й комсомольской конференции – концерт, и вручил его мне, как секретарю нашей комсомольской организации. Это был великолепный концерт для делегатов конференции, незабываемое по зрелищу мероприятие.

Командирами боевых частей и дивизионов были молодые, но грамотные и преданные своему делу офицеры, в воинском звании старший лейтенант или капитан-лейтенант, большинство из которых закончили военные училища с отличием. В дальнейшем с некоторыми из них мы встретились и продолжили службу на Камчатке.

Это, командир БЧ-1 – ст.л-т Фомин Иван, (сегодня его нет в живых), командир БЧ-2- ст.л-т Скирдонов Александр, командир БЧ-3 л-т Зорохов Александр, командир БЧ-4, начальник РТС – ст.л-т Ягодкин Владимир Иванович - мой непосредственный начальник, командир БЧ-5 - кап. 3 ранга Белов Анатолий Кузьмич, начальник хим. службы – л-т Нурсахатов Реджеб, начальник мед. службы – л-т Журбий, командиры дивизионов кап.- л-т Холодков Анатолий, ст. л-т Яшенин Александр, кап. л-т Гонцерюк Николай. И командиры групп: л-т Плишкин Александр Федорович, с которым мы вместе послужили и на Камчатке, а сегодня уже закончили службу и ушли в запас уже здесь, в УЦ ВМФ г. Сосновый Бор, л-т Завада Константин, л-т Петрыкин Виктор, л-т Лисицкий Сергей, л-т Черевичный Иван, л-т Веденеев Валерий.

В соревновании с другими обучавшимися в УЦ экипажами наш экипаж постоянно занимал ведущие места не только в учебе, но и в спорте.



Обновлено ( 31.10.2011 18:10 )