payday loans

Аликов В.И. История призовой атаки - Страница 6

Индекс материала
Аликов В.И. История призовой атаки
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Все страницы

Но ни эти подводные лодки сами не поплывут, ни оружие само не стрельнёт. Привести корабль в позицию применения оружия, выделить из разных целей необходимую, прицелить в неё оружие и назначить в оружие установки, которые позволят поразить именно эту цель, обязан командир корабля.

Стремясь стать командиром именно атомной многоцелевой подводной лодки, при этом стремясь точно оценить своё умение применять оружие, я, даже получив допуск к самостоятельному управлению подводной лодкой в 1976г., сознавал свою недостаточную подготовку именно в вопросах применения торпедного оружия. Этот недостаток я считаю несовместимым с ролью командира подводной лодки.

Поэтому освоением применения оружия я самым серьёзным образом занялся во время обучения на командирских Классах (к слову сказать, в дальнейшем я не прекращал совершенствовать навыки и знания, приобретённые на Классах).

 

Профессионализм командира (и вахтенного офицера) в море выражается в его способности понять обстановку, окружающую подводную лодку, разобраться в ней и владеть ею, т.е., в способности не только понимать, что твориться вокруг и что угрожает кораблю, но в способности изменить положение лодки так, чтобы обезопасить её, в то же время создать лучшие условия для применения оружия по противнику.

Умение разобраться в обстановке, складывающейся во время боя, - важнейшее качество командира

 

Имея намерение: в бою даже с надводными целями действовать только из подводного положения (без «подсматривания» в перископ, и без применения РЛС), я долго учился по характеру изменения шумопеленга на цель понимать, где эта цель, куда и как идёт…

 

 

Считаю, что способность применять оружие боекомплекта является главным профессиональным качеством командира боевого корабля (а также и командования соединения, в которое корабль входит)

Необходимо назвать ещё три качества почти того же порядка:

- способность рассчитать тактический манёвр,

- способность управлять маневрированием корабля и

- способность принять необходимое решение, выразить это решение, кому следует и как следует, а затем организовать и обеспечить исполнение собственного решения.

 

Готовясь командовать кораблём, способность рассчитывать манёвр и управлять манёврами корабля я приобрёл в училище, усвоив соответствующие программы. На «действующем» флоте развивать и совершенствовать навыки, приобретённые в училище, было сложно, заниматься этим не принято. Кое-что в этих вопросах делалось на командирских Классах и в Учебном центре ВМФ, но это дало мне значительно меньше того, что я «вынес» из училища и чем пользовался в течение всей службы.

 

Способность управлять маневрированием корабля развивают теоретические и практические занятия, а именно: изучение соответствующих Инструкций и Рекомендаций и последующая практика, позволяющая усвоить те рекомендации. В приобретении способности управлять маневрированием корабля я следовал устоявшимся «путём» и, на мой взгляд, не был в числе отстающих.

 

Способности принять решение командира обучают непосредственные начальники, но они делают это от случая к случаю. Только в Военно-морской академии обучение принятию решения «полновесно», - но уже не для командира корабля, поскольку основная масса слушателей академии после академии получала назначение на вышестоящие, по отношению к командирской, должности.

Способность применять оружие в училище приобрести было невозможно, поскольку учебная программа ВВМУРЭ им. А.С.Попова такой раздел просто не включала.

В 1973г. прибыв после выпуска из училища на Северный флот, кое-что, в порядке самообразования, я узнал и усвоил в первые четыре года службы (два первые года службы являясь командиром боевой части связи - начальником РТС дизель-электрической подводной лодки, следующие два года будучи помощником командира этой же подводной лодки).

Даже при том, что в 1976г. я был допущен к самостоятельному управлению дизель-электрической подводной лодкой проекта 641, для этого выполнив «на зачёт» пару учебных атак на тренажёре, я знал, что моих знаний и навыков не достаточно, чтобы выполнить полновесную атаку в море. Поэтому в 1977 году, отправляясь на учёбу на командирские Классы, я намеревался устранить тот свой существенный недостаток.

Считаю, что за время обучения на 6 ВОК ВМФ эту важную задачу мне решить удалось.

Персональным ресурсом командира корабля (подводной лодки) является пространство и время. Только командир корабля решает, КОГДА корабль осуществит тот или иной манёвр, применит оружие и проч., только командир корабля решает, ИЗ КАКОЙ ПОЗИЦИИ подчинённый ему корабль применит то или иное оружие (выбор оружия – также прерогатива командира) и проч.

 

Для принятия решения о применении торпедного оружия (пресловутая команда: «Пли!»), - главного оружия многоцелевых подводных лодок, важнейшее значение имеет установление параметров движения и дистанции до цели.

Подчеркну: относительно цели командир выбирает позицию и занимает её, а перед тем, как дать команду: «Пли!», командир должен знать эти параметры движения цели и дистанцию с точностью, обеспечивающей эффективность применения оружия. В этом ему помогает весь корабельный боевой расчёт, - для работы которого командир должен создать условия: курсом и скоростью своего корабля обеспечив необходимую величину изменения пеленга и проч.

 

Чтобы научиться выполнению этой персональной работы командира, на Классах, в дополнение к учебным программам, я дополнительно занимался на тренажёре «Брест», одна половина которого могла быть имитатором цели (с назначением курса, скорости и дистанции) и «выдавала» пеленг на эту цель, а вторая, «моя» половина позволяла сымитировать курс и скорость своего корабля. Включив тренажёр, имитирующий взаимное движение лодки и цели, я получал пеленга на цель, и, работая на «своей» половине «Бреста», методом подбора по этим пеленгам определял параметры движения цели, сравнивал с реальными. Обе половины «Бреста» я мог обслуживать один.

Те занятия мне помог организовать капитан 1 ранга Добрецов Иван Фёдорович преподаватель кафедры Боевого использования торпедного и противолодочного ракетного оружия.

И.Ф.Добрецов помогал мне осмыслить полученные результаты и делать надлежащие выводы. Если же я в чём-либо «застревал», - Иван Фёдорович помогал мне это преодолеть.

 

Тренажёр «Брест» был предоставлен в моё полное распоряжение. Параметры движения цели я задавал половине «Бреста» сам, и сам на второй половине «Бреста» определял их различными «штатными» способами, оценивая, в каких условиях и до каких пор (до какого, по счёту, «шага корректуры») корректура того или иного параметра движения цели или дистанции до неё повышает точность подбора того параметра, и с какого «шага корректуры» эта точность начинает ухудшаться.



Обновлено ( 19.07.2011 19:34 )