Индекс материала |
---|
Аликов В.И. История призовой атаки |
Страница 2 |
Страница 3 |
Страница 4 |
Страница 5 |
Страница 6 |
Страница 7 |
Страница 8 |
Страница 9 |
Страница 10 |
Страница 11 |
Все страницы |
В наше время такие состязания проводили в каждом из учебных периодов – в масштабе флотов, а в конце учебного года – в масштабе всего Военно-морского флота.
Участников состязаний в масштабе флота выдвигало командование соединений флота.
Победитель флотского состязания вступал в борьбу за Приз Главнокомандующего ВМФ в соответствующем виде подготовки.
Выдвигая корабль и экипаж в качестве кандидата на участие в состязаниях, соответствующее командование исходит из оценки четырёх факторов:
- оценки корабля, который должен быть боеготовым и технически исправным, чтобы не «подвести» в процессе подготовки и проведения состязаний;
- оценки экипажа, который должен быть и боеготовым, и организованным (не иметь нареканий по воинской дисциплине), при этом ко времени выполнения состязательного упражнения успешно выполнить все боевые упражнения, подлежащие выполнению в учебном году;
- оценки уровня подготовки корабельного боевого расчёта (КБР);
- оценки уровня подготовки командира.
Только положительная оценка корабля и его экипажа по каждому из четырёх факторов может быть основанием для выдвижения этого корабля и экипажа в соискатели Призовой стрельбы.
Таким образом, само участие корабля и экипажа в таких состязаниях уже являлось свидетельством признания высокого уровня подготовки корабля и экипажа. Кроме того, участие в состязаниях давало командиру и экипажу возможность попрактиковаться в применении оружия, т.е., в главном.
В 80-е годы, когда Военно-морской флот достиг расцвета, в своём составе имел сотни кораблей, среди которых преобладали современные корабли, имеющие «возраст» до десяти лет.
Вымпела тех кораблей на рейдах не задерживались, - значительную часть времени они находились в море, как правило, вдали от родных берегов.
Моряк, совершив такой поход, обычно становился профессионалом весьма высокого уровня (правда, среди «много поплававших» оказывались и «пассажиры», которые, как известный сундук адмирала Лазарева М.П., поплавав со своим хозяином много, хорошим моряком всё же не стал, - потому, что не хотел им стать…
Отмечу, что по показателю, - отношению времени в море ко времени в базе, американские моряки нас превосходили и в те времена. Таким превосходством ВМС вполне можно гордиться, ведь оно объективно свидетельствует о качестве кораблей, о качестве тылового и технического обеспечения кораблей и о высоком профессионализме моряков.
Советские моряки и судостроители понимали, в чём им необходимо «поднажать», и «нажимали», - притом с реальным нарастающим успехом: отставание от соперника снижалось.
Однако с 1990г. корабли стали всё меньше ходить в море, - из-за ухудшения технического и тылового обеспечения Флота, из-за ухудшения обстановки на берегу, - пошло уничтожение Флота…
В годы моей службы условия проведения состязаний на Приз Главнокомандующего Военно-морским флотом (ГК ВМФ) постоянно усложнялись и, по моему мнению, достигли максимальной сложности именно в конце 80-х годов.
С 1990г. условия проведения состязаний в море стали упрощать, - по вышеназванной причине.
В конце 80-х годов условия проведения этих состязаний значительно отличались от условий проведения боевых упражнений курса боевой подготовки, и максимально приближались к ожидаемым условиям реального современного боя. Поэтому действия сторон в этих состязаниях являются наиболее поучительными.
Честь участвовать в состязаниях на Приз ГК ВМФ, - т.н. «Призовых атаках», я имел дважды.
Подчеркну: участвовать в атаке Отряда боевых кораблей, - том состязании, которое считают наиболее сложным, где противодействие сторон реальное и наиболее содержательное.
Поскольку на многоцелевые подводные лодки возложена задача борьбы с отрядами боевых кораблей противника (ОБК), - эффективные действия по подготовке корабля и экипажа к бою с ОБК, а также эффективные действия в процессе такого боя представляют наибольший интерес для командиров таких подводных лодок.
Этот вывод стал итогом осмысления мной опыта длительной службы на подводных лодках. Считаю своим долгом поделиться, в пределах возможного, опытом подготовки корабля и выполнения атаки, в которой экипажем К-244 был добыт Приз ГК ВМФ в состязаниях по атаке ОБК.
Впервые я участвовал в Призовой атаке ОБК в 1979 году командиром 188 экипажа И.Я.Петренко. Тогда я был помощником командира и в процессе атаки занимаясь, хотя и важным делом, контролем за документированием, но всё же делом, весьма далёким от собственно атаки.
Отведённая мне роль не соответствовала приличному уровню моей подготовки в вопросах атаки ОБК, подготовки, которой я уделил особое внимание во время обучения на командирских Классах, и в чём при выпуске превосходил своих однокурсников.
Я был способен в качестве командира подводной лодки выполнить такую атаку на высоком уровне. Моя приличная квалификация И.Я.Петренко тогда не понадобилась.
Правда, свой потенциал я не афишировал, но командир мою квалификацию обнаружить не пытался, - и не обнаружил, а потому не воспользовался тем, что могло существенно содействовать успеху его действий. Ничего не поделаешь! Как командир решил, - так и было.
Мне же «незагруженность» в той атаке позволила смотреть, учиться, уточнять свои знания.
Во второй раз в состязаниях на Приз ГК ВМФ по атаке ОБК я участвовал в 1987 году в качестве командира многоцелевой подводной лодки К-244 проекта 671-РТМ, построенной Ленинградскими Адмиралтейскими верфями и переданной Военно-морскому флоту в декабре 1985г.
Правда, атаку ОБК нам пришлось выполнить на чужой подводной лодке, - что было отмечено в Грамоте Главнокомандующего ВМФ: «экипажу К-244 на К-524 за первое место в состязаниях на Приз Главнокомандующего ВМФ …».
Эта короткая и весьма нестандартная запись напоминает мне многое …
1987 год был первым годом, когда экипаж К-244 мог участвовать в состязаниях на Приз ГК ВМФ.
При том, что лично я, а также корабль, экипаж и КБР, - все мы были готовы вступить в борьбу за Приз ГК ВМФ ещё в 1986г., по окончании приёма корабля от промышленности – в 1986г. наше участие в этих состязаниях было невозможным, поскольку, по Плану подготовки Северного флота, основному экипажу К-244 предстояло начать ввод в состав боеготовых сил лишь с августе 1986г, - когда состязания на Приз уже могли состояться. Мы же к этому времени не должны были успеть войти в состав боеготовых сил.