payday loans
Индекс материала
Аликов В.И. История призовой атаки
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Все страницы

Но всё же показанная К-524 скорость оказалась на уровне той, которую мог, по условиям состязаний, дать ОБК (и на три узла выше той, которую могла развить К-527). И то неплохо!

Состояние же торпедо-ракетного комплекса и БИУС этого корабля мы сочли удовлетворительными.

Правда, торпедо-ракетный комплекс К-524 давно не работал по основному предназначению, но я посчитал, что, поскольку на наших подводных лодках не было известно о каких-либо проблемах, которые возникали в работе этого оборудования, - оснований для тревоги нет. Поводов для сомнения в квалификации и ответственности личного состава Минно-торпедной боевой части своего экипажа у меня также не было. Призовая атака показала, что такие мои оценки были завышенными.

 

Относительно БИУС К-524 тревоги не возникло потому, что после работы Госкомиссии при приёме нашей подводной лодки все БИУСы «Омнибус» были доработаны и приведены в надлежащее состояние, обеспечивающее решение соответствующих задач в бою с ОБК (об этом см. статью о Госиспытаниях К-244 при приёме корабля, размещённую на САЙТе http://www.k-244.ru).

Отказ от К-524 мог лишить меня возможности «повоевать» за Приз ГК ВМФ в самом сложном и престижном виде состязаний. Поэтому наш экипаж остался на К-524, немедленно начав работы по обеспечению надёжной работы изношенной материальной части этого корабля.

Итак, для выполнения состязательной атаки у меня был неплохой корабль: многоцелевая АПЛ К-524.

Экипаж корабля, - основной экипаж К-244, весьма неплох, по всем его составляющим.

После успешного окончания Учебного центра ВМФ экипаж получил хорошую практику эксплуатации заведования, заслужил высокие оценки за содержание и обслуживание материальной части К-244 и по многим показателям был лучшим в дивизии.

Правда, в составе экипажа после окончания Учебного центра ВМФ произошли изменения, в том числе в составе корабельного боевого расчёта (КБР), который я так тщательно готовил, а также и в составе главного командного пункта (ГКП), но все новые люди уже «притёрлись» в нашем экипаже, прошли со мной боевую службу, где достаточно потренировались, соответственно, в составах КБР и ГКП.

 

Что же относительно качеств корабельного боевого расчёта, то я их оценивал как весьма высокие. Конечно, было жаль, что в состязательном бою с ОБК не удастся проверить результат моей довольно большой, притом творческой работы по подготовке офицеров и мичманов начального состава КБР.

Я считаю, что готовность корабельного боевого расчёта к действиям в морском бою - основа успеха корабля. Соответственно, подготовка КБР к таким действиям является важнейшей заботой и работой командира, - чтобы в условиях войны победить в бою с противником, а в мирных условиях – чтобы, например, добыть Приз ГК ВМФ в состязаниях по атаке Отряда боевых кораблей.

 

Поскольку опыт подготовки КБР у каждого командира – свой, и при том, что КБР К-244 удалось добыть Приз ГК ВМФ, полагаю, современным командирам интересен мой опыт работы с КБР.

Я отмечаю, что фактически подготовка нашего КБР к завоеванию Приза началась с первых дней жизни экипажа, когда в октябре 1983г. группа офицеров – основа КБР, оказалась в Североморске на обеспечении сдаточных испытаний оперативно-тактического тренажёра «Диалома – Запевала» в Учебном центре Оперативной эскадры Северного флота.

В числе дюжины боевых расчётов надводных и подводных кораблей, вертолётов и самолётов, наш КБР имитировал действия многоцелевой подводной лодки, разыгрывая различные стандартные тактические ситуации: поиск и атака подводной лодки, целеуказание ударным силам Флота, бои с противолодочными кораблями и с отрядами боевых кораблей.

В процессе этой работы состоялось моё знакомство «в деле» со штурманами, минёрами и офицерами Радиотехнической службы К-244, - офицерами, которые составляют основу КБР многоцелевой подводной лодки и должны были стать основой вверенной мне лодки.

При том, что на обеспечении «Диаломы – Запевалы» с нами не было старпома, ответственного за организацию. КБР, - важнейшая роль! и не было помощника командира, я считал, что замыслу своего старпома не наврежу, поскольку сам я совсем недавно был старпомом на боевом корабле и хорошо знал, какая организация необходима в КБР.

Таким образом, обучать и организовывать свой КБР я начал при обеспечении испытаний тренажёра «Диалома – Запевала». В процессе тех «атак» мы учились безусловно- необходимому и важнейшему: общаться, понимая друг друга. Это необходимо, ведь взаимодействие в составе КБР происходит в форме общения, и стиль этого общения имеет большое значение для успеха атаки.

 

Много, целенаправленно и, считаю, с большой пользой наш КБР готовился к Призовой стрельбе в Учебном центре ВМФ, куда мы прибыли в декабре 1993г. В отличие от обстановки во Флотилии, в Учебном центре ни что не отвлекало от проведения занятий и тренировок в полном составе КБР, - что является основой и важнейшим условием эффективности подготовки КБР.

Обстановка, созданная командованием и преподавателями для подготовки экипажей подводных лодок, любого из состава экипажа выводила на минимальный необходимый уровень знаний и навыков.

При «встречных» же усилиях обучаемых эффект от работы на тренажёрах и с преподавателями был весьма значителен, - и по объёму, и по «устойчивости» приобретённых знаний и навыков.

«Встречные» усилия для подготовки экипажа мы прилагали немалые и с самых первых дней. Поэтому преподавателям Учебного центра удалось очень много сделать для того, чтобы операторы командных пунктов, входящих в КБР подводной лодки, наилучшим образом поняли, что они должны делать, и научились выполнять свою работу наилучшим образом.

В работе КБР очень многое зависит от качества взаимодействия, - как от качества информации, так и от организации обмена этой информацией. Саму чёткость докладов и команд следует понимать как качество материальной части, т.е., безусловно, устранять недостатки в их качестве.

В процессе морского боя, который ведёт подводная лодка, управляемая Корабельным боевым расчётом, ситуация меняется быстро и существенно.

Благодаря мудрости, педагогическому мастерству и добросовестности преподавателей наш КБР научился оценивать ситуацию и действовать адекватно её содержанию, при этом идя не на поводу у событий, а как бы торопя их, определёнными действиями «заказывая», а затем и получая то, что нам необходимо, добиваясь наступления именно этого, что благоприятствовало успеху корабля.



Обновлено ( 19.07.2011 19:34 )