payday loans
Индекс материала
Аликов В.И. История призовой атаки
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Все страницы

То, что в 1986г. основному экипажу К-244 удалось вне Плана, досрочно войти в состав боеготовых сил Северного флота и, выполнив все стрельбы Курса боевой подготовки АПЛ на «отлично», став перволинейным, в апреле 1986г. заступить в боевое дежурство по флоту, - командование Флотилии решило не объяснять командованию флота, и не ставило вопрос об участии К-244 в состязаниях.

 

Планируя мероприятия на 1987 учебный год, командование дивизии назначило К-244 соискателем Приза ГК ВМФ по атаке ОБК в 1987г.

После похода К-244 в Западную Атлантику в составе группы пяти АПЛ 33 дивизии ПЛ СФ, выполненного под моим самостоятельным командованием (без «кураторов» и какого-либо «усиления» экипажа) и завершившегося в конце мая 1987г., притом, с наилучшими, среди пяти однотипных подводных лодок, результатами, - экипажу предоставили лишь послепоходовый отдых (не присовокупив к нему, в отличие от других экипажей, очередной отпуск).

Таким образом, в июле 1987г. К-244 с основным экипажем, возвратившимся с послепоходового отдыха, должна была начать подготовку к состязанию на Приз ГК ВМФ.

Но, когда я прибыл к командиру дивизии с докладом о прибытии экипажа, он сообщил мне о невозможности выставить лодку для участия в состязаниях на Приз ГК ВМФ.

В этом он исходил из того, что срок проведения состязаний «покатился вправо», с августа на осень, когда К-244 с 166 экипажем должна была позже уйти на боевую службу.

Сам 166 экипаж, хотя и не был во время состязаний на боевой службе, в качестве соискателя Приза ГК ВМФ на К-244 даже не рассматривался. Другие же корабли, остававшиеся в составе дивизии, по мнению Шевченко А.И., имели состояние, не обеспечивающее участие в состязании на Приз ГК ВМФ.

 

При том, что экипаж, КБР и, смею надеяться, командир ПЛ были готовы к участию в состязаниях, - командир дивизии был адекватен состоянию первого из вышеназванных четырёх факторов.

 

Тем не менее, первый заместитель Командующего Флотилии контр-адмирал Фалеев О.М., курируя тактическую и огневую подготовку кораблей Флотилии, решил, что отказ от участия кораблей Флотилии в состязаниях будет ещё хуже, чем не взять Приз ГК ВМФ, например, из за глухоты или медлительности подводной лодки. Поэтому О.М.Фалеев настоял, чтобы А.И.Шевченко (чья дивизия многоцелевых подводных лодок специализировалась на действиях против ОБК) выставил корабль для участия в состязаниях на Приз ГК ВМФ по атаке ОБК.

Поскольку Шевченко А.И. назвал в качестве претендента подводную лодку К-244 – О.М.Фалеев в конце июля 1987г. предупредил меня о необходимости готовиться к Призовой атаке.

 

Здесь уместно отметить, что в современном бою с ОБК решающее значение имеют маневренные возможности атакующей подводной лодки.

Поэтому разговоры о том, что наличие в Военно-морском Флоте дизель-электрических подводных лодок (даже весьма совершенных) является достаточным, - являются абсолютно несостоятельными, поскольку дизель – электрические подводные лодки не способны оказать должное противодействие многим угрозам, например, угрозе, которую несёт отряд боевых кораблей.

Это показали и события Карибского кризиса 1962г., и все другие столкновения дизель-электрических подводных лодок с группировками надводных кораблей, в том числе те, в которых мне довелось участвовать во время службы на подводной лодке «Б-4» в 1973 – 1977г.г.

Бороться с ОБК способны только многоцелевые атомные подводные лодки.

Эти подводные лодки имеют необходимую для борьбы с ОБК энерговооружённость, т.е., скорость и автономность, позволяющую скрытно и быстро занять позицию, обеспечивающую применение оружия по объекту удара, или уклониться от оружия противника.

Дизель-электрическая подводная лодка такой способности не имеет.

 

Стремясь принять участие в состязаниях по атаке ОБК, я надеялся, что «Призовая» атака состоится в конце августа, - это дало бы возможность проявить и реализовать возможности своего корабля, К-244, по объективным показателям являющейся наиболее боеспособной многоцелевой подводной лодкой Северного флота, притом и по техническому состоянию корабля, и по уровню подготовки экипажа.

Но из-за погодных условий и по каким-то ещё причинам «Призовой ОБК» в августе не пошёл.

1 сентября 1987г. пришлось передать К-244, свой, лучший для боя с ОБК корабль, 166 экипажу, поскольку этого требовали документы по подготовке кораблей к несению боевой службы.

 

Возникла необходимо найти замену своему кораблю.

 

Командир дивизии предложил мне выбрать любую подводную лодку дивизии, из имеемых в наличии.

Б.Муратов (уходящий на учёбу в академию командир К-527) предложил взять его лодку, считая её наиболее исправной из тех, среди которых я мог выбирать. Но К-527 имела дефекты «лёгкого» корпуса (отсутствовали листы акустического покрытия). Это затрудняло шумопеленгование, создавало помеху, увеличивало шумность лодки, снижало скрытность и по вторичному акустическому полю, но главное, - значительно снизило скорость подводного хода, т.е., то, на чём я строил замысел своего боя с ОБК…

 

Кроме своей подводной лодки, другие корабли дивизии я не знал.

Этими соображениями относительно недостаточных скоростных возможностей К-527 я поделился с командиром дивизии А.И.Шевченко, - он со мной согласился и предложил выполнить Призовую атаку на К-524, головной подводной лодке 671 РТМ проекта, построенной Адмиралтейскими верфями и переданной ВМФ в декабре 1977 года. Этот корабль совершил много походов, почти выработал свой моторесурс и готовился к постановке в средний ремонт с модернизацией, но ещё числился технически – исправным. Правда, кое-что из оборудования с него уже сняли, - но это командир дивизии брался восстановить. Я надеялся, что лёгкий корпус К-524, на котором не видно существенных дефектов, позволит реализовать достаточно высокие скоростные качества 671 РТМ - проекта. Это мне предлагалось проверить на выходе в море. Командир дивизии готов был этот выход «организовать».

Посоветовавшись с командирами боевых частей и не услышав от них категорических возражений, я принял предложение командира дивизии.

Проверочный выход в море на этой лодке оптимизма нам не добавил: максимальная скорость К-524 оказалась значительно меньше той, которую наша К-244 развивала легко, а материальная часть парила, «коротила» и протекала, уже явно настроившись на ремонт.



Обновлено ( 19.07.2011 19:34 )