Индекс материала |
---|
Аликов В.И. История призовой атаки |
Страница 2 |
Страница 3 |
Страница 4 |
Страница 5 |
Страница 6 |
Страница 7 |
Страница 8 |
Страница 9 |
Страница 10 |
Страница 11 |
Все страницы |
Вот когда КБР пригодились навыки по длительному слежению за целью!
В 12.35 с юга на север промчавшись под главной целью, в 12.38 подводная лодка заняла место слева от главной цели, практически под кормой корабля охранения, идущего слева от ракетного крейсера и, пока личный состав минно-торпедной боевой части готовил оружие, удерживала эту позицию.
Надо сказать, что приём атаки главной цели «из-под корабля охранения» известен со времён Второй Мировой войны. Современные подводники, имея возможность не отставать от надводного корабля и «видеть» корабли ордера, часто использовали опыт старшего поколения для ведения длительного слежения и длительного боя с ОБК противника…
В 12.58 окончена загрузки стеллажных торпед, готовы торпедных аппаратов к новому залпу. Последующие залпы я назначил с учётом того, что корабли ОБК осуществляли маневрирование для предотвращения поражения торпедным оружием. Должен признаться, что такое маневрирование облегчает преследование ОБК, так как в этом случае его генеральная скорость оказывается значительно меньше той, которую развивают корабли ОБК на частных галсах.
В 13.05.00 произведён выстрел из торпедного аппарата по главной цели, - снова проблема с прохождение команды ЗАЛП!
В 13.09.30 произведён выстрел по главной цели, - шестой выстрел (второй был явно неуспешен).
Поскольку О.М.Фалеев знал, что на лодке было шесть торпед, он посчитал последним этот залп, наблюдаемый с ракетного крейсера, и решил, что теперь мы будем всплывать.
О.М.Фалеев дал руководству ОБК указания по обеспечению безопасности всплытия лодки. Постоянным курсом (прекратив резкопеременное маневрирование) ОБК пошёл от местонахождения лодки в момент последней стрельбы (как и все прежние, показанного нами выпуском КСП).
Соответственно, генеральная скорость ОБК возросла, и наша задача по удержанию позиции, обеспечивающей сохранение позиции. Управленцы К-244 выжимали из ГЭУ К-524 запредельное…
Однако через 15 минут руководство ОБК осознало свою ошибку и возобновило резкопеременное маневрирование. Генеральная скорость ОБК уменьшилась, нам стало легче…
Переприготовление дальноходной торпеды продолжается… Страсти кипят, но показывать их нельзя.
В 13.33 окончено на стеллаже переприготовление «дальноходной» торпеды, торпеда загружена в исправный торпедный аппарат.
Установочные данные стрельбы рассчитаны комбинированным способом, вручную введены в торпеду.
К этому времени из-за вышеуказанного изменения характера маневрирования ОБК К-524 была от РКР на его курсовом угле 35 градусов в предельно-малой траверзной дистанции.
Чтобы не задавать торпеде сложную траекторию, я приказал плавно поворачивать влево.
Когда К-524 проциркулировала 270 градусов, - ракетный крейсер оказался у нас прямо по курсу, на допустимой траверзной дистанции.
В первый отсек дана команда: «Пли!».
13.40 по пеленгу 190 произведён выстрел дальноходной торпедой по главной цели, - седьмой выстрел при выданных на лодку шести торпедах.
Начато маневрирование для всплытия и поиска практических торпед.
В 14.00 К-524 всплыла и направилась к дальноходной торпеде, выстрелянной последней.
Донесли на Командный пункт СФ и руководителю торпедных стрельб о всплытии и о семи залпах, - что вызвало недоумение у тех, кто знал о числе торпед, шести, выданных мне для Призовой атаки...
Руководитель торпедных стрельб поздравил меня и экипаж с успехом, - находясь на мостике ракетного крейсера, он наблюдал наведение четырёх торпед на главную цель.
К сожалению, наведение дальноходных торпед на кораблях ОБК не наблюдали; при этом первая из этих торпед так и не была найдена, а вторая, к тому же выстреливаемая дважды, та, к которой К-524 подошла сразу после всплытия, - стала тонуть, но, благодаря нам, была в кратчайший срок подхвачена торпедоловом и спасена. Исследование этой торпеды позволило обнаружить технологический дефект и устранить его. Таким образом, удалось значительно снизить аварийность дальноходных торпед.
Так, действуя на реанимированной К-524, в учебном бою с ОБК экипаж К-244 взял Приз Главнокоман-дующего ВМФ в наиболее сложном и динамичном состязании из всех проводившихся.
С учётом этого достижения, а также и других достижений 1987 года, К-244 была объявлена «Отличным кораблём», лучшей в ВМФ по тактической и огневой подготовке.
Но заслуга экипажа К-244, исполнившего то, что командир дивизии считал невозможным: реанимацию К-524, и на реанимированном корабле участие в самом динамичном виде состязаний, не была отмечена
Я горжусь тем, что подготовка К-524 экипажем К-244 в короткий срок к решению сложной задачи и успешное проведение учебного боя с отрядом боевых кораблей, потребовавшее резкопеременного маневрирования, - всё это засвидетельствовало высший коллективный профессионализм и реальную мощь экипажа К-244, - того, что мной создавалось, притом нередко вопреки противодействию.
Таковы мои воспоминания и размышления по поводу одного, из многих! направлений работы командира и экипажа многоцелевой подводной лодки, а именно: подготовки к боевым действиям в море.
Полагаю, изучающим опыт и историю Флота, эти размышления и воспоминания будут интересны, а профессионалам – морякам они будут также и весьма полезны.
Дополнить этот рассказ могут две статьи, составленные корреспондентом газеты «На страже Заполярья», - малосведущим в профессии подводника, но добросовестным человеком, вышедшим на К-524 в море на состязательный бой, а затем присутствовавшим при подведении итогов боя, и изложившим своё впечатление о наблюдаемой им работе командира и корабельного боевого расчёта. При том, что многое этот корреспондент не увидел, эти наблюдения корреспондента весьма интересны.
Эти статьи размещены на нашем САЙТе в Разделе: «ФОТОАЛЬБОМЫ», «ФОТОАЛЬБОМ Аликова В.И.».
Приглашаю ветеранов Флота, моряков – профессионалов делиться воспоминаниями о достигнутом, размышлениями о том, чем были достигнуты успехи и как предотвращена аварийность.
Особое приглашение – участникам Призовых атак, стрельб и прочих состязаний высокого ранга. Участники таких состязаний – профессионалы высшего уровня. Они (мы) должны общаться, чтобы вспомнить шаги на пути к тем успехам и оформить тот наш бесценный опыт!
10 октября 2010г. – 23 годовщина Призовой атаки К-244 Отряда Боевых кораблей
Капитан 1 ранга запаса =АЛИКОВ В.И.=