payday loans

Голованов Э.В. Прием материальной части и корабля от промышленности

Индекс материала
Голованов Э.В. Прием материальной части и корабля от промышленности
Страница 2
Страница 3
Все страницы

ПРИЁМ МАТЕРИАЛЬНОЙ ЧАСТИ И КОРАБЛЯ ОТ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

 

Голованов Эрик Викторович
За время службы на подводных лодках мне пришлось 3 раза принимать у промышленности отдельную материальную часть и корабль в целом.

Так, в 1954-55г.г. будучи командиром БЧ-1- 4 строящейся ПЛ «С-200» проекта 613 для КСФ (Краснознамённой ордена Ушакова Четвёртой  Эскадры ПЛ СФ) принимал материальную часть боевой части на заводе - строителе, проводил швартовые испытания на заводе в г. Горьком и сдаточные испытания на базе в Баку (заводские ходовые и сдаточные испытания).

В 1964г. будучи командиром строящейся ПЛ «Б-103» проекта 641 4 КОУ Эск ПЛ СФ, принимал подводную лодку на заводе 196 «Судомех», г. Ленинград. Заводские ходовые и государственные испытания проводились в полигонах БП ВМБ Кронштадт и  ВМБ Таллин (с базированием в бухте Копли Южная). Акт о приёмке ПЛ в состав ВМФ СССР был мной подписан 24 декабря 1964г., эта ПЛ была построена досрочно, а экипажем испытана и принята в состав ВМФ внепланово.

С осени 1967г. по осень 1970г. будучи командиром ПЛ «Б-103» 4 КОУ Эск ПЛ СФ, прибывшим в текущий ремонт на КМОЛЗ (Кронштадт) принимал участие в приёмке и испытаниях опытного образца БИУС «Узел» (МВУ-110).

Ремонт и модернизация ПЛ и установка БИУС производились на КМОЛЗ. Швартовные, ходовые заводские и государственные испытания проводились в полигонах БПВМБ Кронштадт, Таллин и Лиепая. В течение всего периода работы велись как на заводах КМОЛЗ и Тосмари, так и на ПЛ в три смены круглосуточно без выходных. Курировал эти работы и испытания лично ГК ВМФ СССР Адмирал флота Советского Союза Горшков С.Г., который после окончания государственных испытаний БИУС прибыл на ПЛ, находящуюся в г. Лиепая, для утверждения Акта испытаний.

Опыт вышеуказанных мероприятий даёт мне основания поделиться отдельными соображениями о том, как наиболее качественно и своевременно выполнить задачи по приёмке от промышленности новой техники.

На мой взгляд, это обеспечивают мероприятия, которые составляют шесть групп:

  1. 1.      Качественная предварительная подготовка личного состава ПЛ к приёму техники и корабля в целом.

а) Теоретическая подготовка

-изучение устройства корабля и материальной части по описаниям;

-изучение Инструкций по обслуживанию, эксплуатации и ремонту материальной части;

-изучение организации корабельной службы и Руководства по Борьбе за живучесть (РБЖ).

б) Практическая подготовка:

-практическая отработка личного состава на ГКП, КП и БП на однотипной ПЛ своего соединения;

-сдача задачи №1 и №2 Курса подготовки (КДТПЛ) в полном объёме на однотипной ПЛ.

Перед приёмом ПЛ «Б-103» наш экипаж отрабатывал и сдавал курсовые задачи на однотипной ПЛ «Б-105 пр. 641 командира кап. 2 ранга Лободенко В.В.

-выход принимающего ПЛ командира на кратковременную боевую службу (БС) на однотипной ПЛ в качестве «второго командира» (или командира – стажёра). С декабря 1963г. по март 1964г. я ходил на  БС вторым командиром на ПЛ «Б-38», командир капитан 2 ранга Козырь В.В. Здесь я получил хорошую практику управления ПЛ в сложных гидрометеорологических условиях в районах о. Куба (Саргассово море), Азорских островов; в условиях противодействия сил ПЛО вероятного противника (система СОСУС, противолодочная авиация и АПУГ ПЛО).

 


 

  1. 2.      Проведение разъяснительной и воспитательной работы по сплочению личного состава экипажа ПЛ  с представителями заводов и организаций, участвующих в сдаче той или иной конкретной техники, привитие чувства патриотизма и гордости людей за порученные участки работы, нацеливая на качественную и своевременную сдачу и, соответственно, приёмку техники

 

Здесь большая роль принадлежит всему офицерскому составу, но главную роль играют командир и его заместитель по политической части (воспитательной работе). Мой заместитель по политической части капитан-лейтенант Кузнецов А.М. (впоследствии капитан 1 ранга, стал преподавателем кафедры Марксизма-ленинизма на ВСОЛК) умел найти подход к подчинённым, подвигнуть их на выполнение поставленных задач.

Особенно хочется отметить прекрасного человека, грамотного и требовательного специалиста в своей области ответственного сдатчика Скородумова А.Г., который умело руководил сдаточной командой завода. Он сдал Военно-морскому флоту 11 подводных лодок пр. 641.  Наша ПЛ «Б-103» была его восьмой подводной лодкой этого проекта.

Большую помощь в приёмке оказывали командование и штаб 39 ОБР ПЛ (командир бригады кап. 1 ранга Колчин И.И.), офицеры военной приемки, офицеры комиссии Государственной приёмки во главе с Председателем кап. 1 ранга Васильевым Н.И.

Перед выходом ПЛ на ходовые испытания на завод прибыл Председатель Ленинградского совнархоза. В кабинете директора завода Харитонова В.С. был собран руководящий состав завода, приглашён и я. В выступлении Председателя Ленсовнархоза была озвучена мысль о внеплановой и досрочной сдаче (и, соответственно, приёмке) ПЛ.

Впоследствии слаженная и чёткая работа огромного коллектива завода и личного состава ПЛ увенчалась успехом. 24 декабря 1964г. в торжественной обстановке я подписал Приёмный акт.

 

ПЛ «Б-103» была принята внепланово (она шла планом сдачи в 1965 году) и досрочно. В одном из цехов завода по этому поводу был устроен митинг. Экипажу был подарен телевизор и отдельные ценные подарки личному составу ПЛ и заводчанам. Я за внеплановую и досрочную приёмку ПЛ был награждён Грамотой, которую храню до сего времени. На банкете в гостинице «Москва» Председатель Ленсовнархоза поблагодарил руководство завода и военных с этим достижением и сказал, что со сдачей ПЛ Ленсовнархоз по морской части выполнил план 1964г. на 105%.

 

  1. 3. Чёткое планирование проводимых мероприятий с возможностью их быстрой корректуры в зависимости от изменившихся условий (в том числе и погодных).

 Проведение заводских ходовых  и государственных испытаний ПЛ «Б-103» пришлось на позднюю осень 1964г. Погоды стояли ненастные, с директором завода Харитоновым В.С. была договорённость, если я до льда успею встать к стенке завода, то ревизия механизмов и отделка ПЛ будет проводиться в заводе, а если не успею, то выездными бригадами в Копли Южная (Таллин).

Конечно,  наиболее качественное  проведение этих мероприятий возможно у стенки завода. Да и принятые обязательства приняты ПЛ внепланово. Поэтому было принято решение выходить в море не на день, а на несколько дней срезу. На каждые сутки выхода мы составляли по 5 планов (меняя их прямо в море в зависимости от условий морской обстановки, погодных условий и выхода из строя той или иной материальной части).  Это помогало экономить время. Возвращаясь в Ленинград, мы на траверзе Кронштадта упёрлись в лёд. С помощью ледокола мы смогли пройти морской канал и встать к стенке «Судомеха».

 

Март 1970г. Стенд размагничивания г. Лиепая ДКБФ. В связи с проведением ходовых испытаний БИУС «Узел» было спланировано размагничивание ПЛ. Местные ПЛ, как правило, зимой ( в период, пока акватория покрыта льдом) не проводят, т.к. при наличии льда это- целая эпопея, занимающая 3 – 4 суток. Ледокол «Пурга» обколол лёд, помог нам встать на две бочки, поставил СБР и ушёл. Было где – то часов 19.лностью продул главный балласт дизелем. Утром смотрю: - ПЛ полностью вмёрзла в лёд со всех сторон, - на что я и рассчитывал. На борт мы взяли пешни, - металлические скребки на длинной рукоятке, чтобы обкалывать лёд вокруг корпуса. Но ими  воспользоваться  нам не пришлось. Я приказал заполнить ЦГБ № 1 и ЦГБ № 10, - и ПЛ немного погрузилась. Вокруг неё образовался пояс чистой воды. Работу по размагничиванию мы закончили за полдня и при помощи ледокола перешвартовались со стенда СБР к своему причалу. Через несколько дней к нам приехал из ТУ ДКБФ капитан 1 ранга для ознакомления с «новым» способом размагничивания во льдах.

 

Для более качественного выполнения плана работ по БИУС «Узел» при стоянке у причала в г. Лиепая в Центральном посту ПЛ находился городской телефон, - для вызова в любое время дня и ночи групп специалистов – разработчиков и представителей институтов ВМФ, когда что-то не ладилось в настройке БИУС по тем или иным задачам. Дело в том, что все разработчики и наладчики жили в городе в гостинице «Литва». Их одновременно проживало там до двухсот человек, но они своими предприятиями периодически заменялись. У гостиницы постоянно стоял дежурный автобус и а.м. «Волга» главного конструктора. Работы на ПЛ велись круглосуточно. На ночные работы я подписывал список каждый день на 25 – 30 человек. Если возникали сбои в работе системы, - в любое время суток на автобусе привозился любой сотрудник или группа сотрудников.

 


 

4.  Систематический контроль со стороны личного состава ПЛ за выполняемыми работами.

Мы широко использовали подробные вечерние доклады за прошедшие сутки работы, кратковременный доклад командиров БЧ БЧ командиру ПЛ перед подъёмом ВМФлага утром – за ночные работы, и немедленные доклады, требующие срочного решения.

 

5.  Приём техники личным составом ПЛ от промышленности только в соответствии с ТТЗ и инструкциями по эксплуатации.

Успех выполнения замысла, выраженного этим «пунктом», зависит от слаженной работы офицерского и старшинского состава ПЛ, своевременного их доклада командиру ПЛ для принятия решения по устранению выявленных  недостатков. Особенно это важно в период ревизии механизмов и отделки ПЛ. Здесь нужно быть особенно скрупулёзным и принципиальным. В конце этого периода и командир бригады ПЛ и Председатель комиссии Госприёмки мне говорили: «Командир, всё нормально. Пора подписывать акт». Я отвечал, что необходимо проверить ещё то-то и то-то.

Курьёзный случай произошёл с маляршами, работницами 9-го цеха. Однажды в конце года, в воскресенье я прибыл на лодку для проверки. Тут меня окружили малярши и стали высказывать претензии за то, что работа днём и ночью, и в выходные дни их измотала, им некогда ухаживать за детьми, но при этом они не получают «годовые» премиальные, поскольку не могут успеть завершить окраску лодки к концу года. Им требовалось, чтобы их работа была мной принята до конца года, а для этого приёмный акт должен быть подписан завтра, т.е., в понедельник, а они к этому времени не успевают завершить покрасочные работы. Я их успокоил, сказав, что подпишу бумагу, когда они закончат работу, а дату подписи поставлю завтрашнюю. Они страшно обрадовались, с энтузиазмом работали и за трое суток завершили покрасочные работы. Своё обещание я выполнил, приёмный акт подписал 24 декабря 1964г. перед самым Новым годом.

 

О том, что ПЛ была принята личным составом от завода «Судомех» качественно, говорит тот факт, что весной 1965 года (в апреле) она без замечаний перешла из г. Лиепая вокруг Скандинавии к месту постоянного базирования в г. Полярный, 4 КОУ Эск ПЛ, в кратчайший срок отработала задачи боевой подготовки, была введена в 1-ю линию, приняла участие в обеспечении сил Северного флота, различных учениях, в испытаниях новых образцов мин (РМ  - 2Г) и торпед (53 – 61К). В начале октября 1965г. ПЛ ушла на боевую службу в Атлантику. Вернулась в феврале 1966г. После отдыха личного состава, проведения   ППР, выполнения ряда задач (подтверждения линейности), пополнения запасов ПЛ отстояла в пункте маневренного базирования месяц в боевом дежурстве по флоту, имея на борту четыре торпеды с ЯБП. При этом ПЛ была проверена комиссией Генерального штаба ВС СССР и получила оценку «хорошо».

В июне 1966г. ПЛ «Б-103» приняла участие в торпедных стрельбах на Приз ГК ВМФ.

Впервые от флотов принимали участие не одиночные ПЛ, а бригады подводных лодок.

От КСФ участвовала 69 БР ПЛ в составе «Б-36», «Б-103», «Б-130», и «Б-821», соответственно, командиры капитан 2 ранга Лев Судаков, капитан 3 ранга Эрик Голованов, капитан 2 ранга Лев Чернавин и капитан 3 ранга Виктор Иванов.

Шеститорпедный залп каждая из подводных лодок имитировала двухторпедным залпом, - торпедами по траектории ближайшими у медианы шеститорпедного залпа.

У Л.Судакова торпеды прошли параллельно главной  цели, так как во время стрельбы вышел из строя ТАС (торпедный автомат стрельбы).

У Л.Чернавина торпеды прошли во носу цели, но рассчитанным сектором шеститорпедного залпа поражение главной цели  обеспечено.

У В.Иванова обе торпеды утонули, хотя ЭДЦ и дистанция до цели определены правильно и позиция залпа была хорошая.

Я вышел на генеральный курс ОБК, и после очередного поворота главной цели с дистанции 34 кабельтова произвёл залп двумя торпедами 53-61К. Одна торпеда прошла под форштевнем, а вторая прошла под трубой крейсера. За эту атаку я получил оценку «отлично». Но Приз ГК ВМФ в том году никому из флотов не дали. Мне вручили Приз Командующего Северным флотом и большой «цейсовский» именной бинокль от ГК ВМФ. Нарисовав на рубке ПЛ звёздочку, буквально через несколько дней в начале июля 1966г. мы ушли на боевую службу в Средиземное море.

 

6.  Тщательная проверка комплектования устройств и механизмов ЗИПом.

 

Командир дизель-электрической ПЛ «Б-103», в последующем

 – заместитель начальника штаба 4 ЭскПЛ СФ                    капитан 1 ранга Эрик Викторович Голованов

 

 

Обновлено ( 31.10.2011 18:14 )