payday loans

Историческая справка

Индекс материала
Историческая справка
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Все страницы

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

большой подводной лодки К-244 33 дпл 1 ФлПЛ Северного флота

 

1.1. Военно-политическая обстановка во время проектирования и постройки К-244;

значение и состояние атомного подводного флота СССР;

место К-244 в строю кораблей ВМФ

 

Восьмидесятые годы двадцатого века в Новейшей истории известны как время достижения военного паритета в противостоянии блока НАТО и организации стран Варшавского договора. Тот паритет был достигнут ценой колоссальных усилий и затрат советского народа. Лишь это обеспечило мирную жизнь, позволило от гонки вооружений начать переход к существенному сокращению наступательных вооружений.

Тот военный паритет обеспечила возросшая мощь Военно-морского флота СССР и действия его сил. Главной силой ВМФ СССР стали атомные подводные лодки.

 

Военно-политическую обстановку в 70 – 80 годы 20 века определяло противостояние двух держав: СССР и США. Это противостояние эпизодически обострялось.

В 1980 году оно обострилось в связи с вводом советских войск в Афганистан.

Тогда США стремились вернуть себе военное превосходство за счет качества новых видов вооружения, основанного на использовании передовых технологий. В это время в США принята стратегия «компенсирующего противодействия», которая провозгласила необходимость поддержания равновесия с СССР в стратегической области с усилением работ для создания противоракетной обороны (программа СОИ) и при существенном наращивании сил общего назначения.

Военно-морским силам всегда отводилась существенная роль во всех военных и политических планах руководства США, но в 80-е годы значение ВМС возросло.

В те годы была принята программа, согласно которой флот должен иметь 600 боевых кораблей океанской зоны, включающих 15 – 16 авианосных ударных групп, 25 – 30 пларб типа «Огайо», и до 80 пла со стратегическими крылатыми ракетами «Томагавк».

США создали силы быстрого реагирования, где главная роль отведена ВМС. Возросла активность разведывательных и демонстративных действий сил США у берегов СССР, в том числе провокаций, что неминуемо привело к росту числа инцидентов.

После того, как в сентябре 1983 года истребитель ПВО СССР сбил в районе острова Сахалин корейский самолёт - провокатор, администрация США, используя этот повод, развязала против СССР широкомасштабную компанию, назвав нашу Родину «империей зла». Так политики США целенаправленно нагнетали международную напряженность, «раскручивая» и обеспечивая производство оружия и вооружений.

Таким образом, выйдя из Второй мировой войны с огромными потерями, такой ценой победив фашизм, Советский Союз был вынужден принимать ответные меры для защиты от тех, кто в той войне был «союзников».

Среди таких мер главное значение имело усиление Флота.

 

Столь необходимое Советскому Союзу значительное усиление Военно-Морского флота в период 1970 – 1980 годов стало итогом огромной работы во всех составляющих военно-промышленного комплекса страны. Особо значимы в этом стали начимы х и конструкторов, ых и организаторов производства, и при е для перехода ентооружение достижения советских учёных и конструкторов, а также деятельность руководителей государства и Флота, в частности, Главнокомандующего ВМФ Адмирала Флота Советского Союза Горшкова С.Г. и Министра обороны СССР Маршала Советского Союза Устинова Д.Ф. Заслуги этих государственных деятелей достойно отмечены в истории нашей Родины.


 

В противоборстве с флотом НАТО наше государство, СССР, использовал все свои ресурсы. Флот СССР быстро догонял американский флот и своим «числом», и мощью.

Потому, начиная с 70-х годов двадцатого века, своё военное превосходство США вознамерились обеспечить на основе высшего качества и новых видов вооружения, путём привлечения и использования передовых технологий.

Американские пла были малошумнее советских аналогов и при этом превосходили наши лодки в чувствительности шумопеленгаторов. Американские подводники упреждали нас в обнаружении, а это - решающее преимущество в «подводной» войне.

Однако в Советском Союзе, благодаря организации хозяйствования, отставание в технологии удалось «обуздать», и в ряде отраслей военного производства его преодолеть. В итоге в 80-х годах 20 века преимущество американских ПЛА над советскими во взаимном обнаружении уже не имело «драматического» характера, как в начале 70-х.

Это важно, поскольку по другим параметрам у противника преимущества не было, а в ТТХ оружия, в скорости подводного хода и в максимальной глубине погружения американские ПЛА уступали советским.

 

В 80-х годах двадцатого века морскую мощь СССР составляли атомные подводные лодки второго поколения, к которому относились многоцелевые ПЛА пр. 671 и 671рт. Из-за своей высокой шумности, а также из-за недостаточной чувствительности средств обнаружения эти корабли не могли упредить подводного противника в применении оружия и проигрывали в противоборстве с ним. Это «обнуляло» преимущества нашего подводного оружия и могло привести к нашему поражению в подводной войне.

Поэтому уже в 60-е годы руководство СССР поставило перед наукой и судостроением страны задачу по созданию принципиально новых многоцелевых ПЛА, не только способных «на равных» бороться в подводной войне с противником, но побеждать его.

Так были инициированы и начаты работы по созданию многоцелевых АПЛ третьего поколения, которым присвоен шифр: проекты 945 и 971.

Параллельно с развертыванием этих работ были внесены изменения в «базовый», 671 проект ПЛА, имеющие целью «выжать» из этого проекта максимально возможное

Проект модернизированной подводной лодки получил наименование 671ртм (671ртмК). Он оснащён радиоэлектронным оборудованием нового поколения: - мощным гидроакустическим комплексом «СКАТ» с буксируемой антенной, неакустическими средствами поиска, навигационным комплексом «МЕДВЕДИЦА», боевой информационной управляющей системой «ОМНИБУС», автоматизированным комплексом средств радиосвязи, комплексом радио- и радиотехнической разведки.

 

Создание в нашей стране пла проекта 671ртм практически совпало с началом реализации в США программы строительства многоцелевых атомных подводных лодок нового поколения типа «Los Angeles» (вступила в состав ВМС в 1976 году), оснащенных мощным гидроакустическим комплексом.

 

В то же время, в сравнении с пла типа «Los Angeles», пла пр. 671, а особенно 671рт были вооружены более мощными и эффективными противолодочными ракетами и ударными торпедами, аналогов которым нет за рубежом, и которых «Los Angeles» не имел


 

Пла пр. 671ртм имела лучшую, чем «Los Angeles», маневренность, больший запас плавучести и значительно меньший по численности экипаж, что позволило создать лучшие условия обитаемости, чем на американских пла.

Ракето-торпедный комплекс подводной лодки позволял хранить и применять все виды торпед, противолодочных ракет и мин, состоящих на вооружении кораблей ВМФ.

На подводной лодке 671ртм (671ртмК) был успешно реализован ряд разработок по снижению уровня демаскирующих полей корабля, выявленных на лодках проекта 671.

В целом, по оценкам специалистов, подводные лодки проекта 671ртм и первой серии типа «Los Angeles» являлись приблизительно равноценными кораблями.

Проект 671ртм стал «переходным» из 2-го в 3-е поколение атомоходов (неофициально его считают 2б-поколением, как ракетный подводный крейсер проекта 667бдрм).

 

1.2. История создания атомной подводной лодки пр. 671ртм (шифр «Щука»)

Работы по созданию эффективных многоцелевых ПЛА в 70-е годы шли с учётом выполнения задач походов, боевой службы (боевого патрулирования) в составе тактических групп атомных подводных лодок различных проектов, обычно состоявших из подводного ракетного крейсера стратегического назначения и многоцелевой атомной подводной лодки, и действовавших в Арктическом бассейне и приполюсных районах, в дальней и ближней морских зонах флота и в Океанской зоне.

Одним из таких походов был переход в январе - апреле 1976 года РПЛСН проекта 667б в составе тактической группы с пла проекта 671 с Северного на Тихоокеанский флот южным путем вокруг Южной Америки через пролив Дрейка. Этот поход позволил установить и недостатки кораблей, и недоработки в руководящих документах.

Наличие различной элементной базы оборудования и разных возможностей по выработке навигационных параметров (начальных условий старта, критериев оценки точности счислимого места, особенно при совместном плавании и т.д.) навигационными комплексами (ИНС «НКСО-72» и НК «Сигма»), систем (комплексов), средств наблюдения и связи, минного, торпедного и ракетного противолодочного вооружения указало проблемы в решении задач ближнего и дальнего противолодочного охранения подводных лодок из состава морских стратегических ядерных сил (далее - МСЯС), ударных группировок (далее – ГРУС), носителей стратегического и ударного (тактического ядерного оружия) по нанесению ракетных ударов в назначенные (установленные) сроки, борьбе с корабельными соединениями (АУГ, АМГ, АвПУГ, ОРГ, КПУГ) вероятного (эвентуального с 1992 года) противника.

В 70-х годах произошло разделение сил ВМФ на морские стратегические ядерные силы (МСЯС) и силы общего назначения. В связи с этим использование МСЯС стал планировать Генеральный штаб ВС, в операциях триады СЯС государства, а использование сил общего назначения планировал флот, в операциях флота на океанских или морских театрах военных действий.

 

В этих условиях в СКБ – 143 (ныне СПМБМ «Малахит») был спроектирован принципиально новый подводный атомоход, - АПЛ проекта 671, ставший «базовым». Главным конструктором этого проекта был Георгий Николаевич Чернышев.


Конструктивные решения, принятые при создании пла пр. 671, создали основу для существенного усовершенствования этого «базового» корабля. В дальнейшем на подводной лодке был установлен ракето-торпедный комплекс, позволяющий применять оружие калибра 650 мм. Проведены работы по существенному снижению шумности основного оборудования. Значительно улучшены условия обитаемости, что позволило увеличить автономность корабля. Так появились пла проекта 671 РТ. Высокие качества этих подводных лодок проявились в сотнях их успешных дальних походов.

Но уже во время строительства этих новейших атомоходов достижения науки и техники позволили ещё более усовершенствовать боевые свойства АПЛ пр. 671.

 

С целью повышения эффективности гидроакустического вооружения и скрытности корабля, в СПМБМ «Малахит» рассматривалась возможность использования нового ГАК «Скат» ЛНПО «Океанприбор» (главный конструктор В.В. ГромКовский).

В поисках вариантов корабля с наименьшими изменениями водоизмещения было принято решение о введении двух комплектаций ГАК с присвоением им наименований «Скат-М» (малая комплектация) и «Скат-Б» (большая комплектация).

В 1973 году СКБ-143 закончило ряд проработок и выступило с инициативным предложением о замене на пла пр. 671рт ГАК «Рубин» на вновь разрабатываемый комплекс. Совместным решением МСП и ВМФ от 30 июля 1973 года это предложение было одобрено и бюро получило указание о выполнении сокращенного технического проекта. Ввиду значительных изменений по кораблю, модернизированной пла пр. 671рт был присвоен номер 671ртм (шифр «Щука»).

Разработка проекта 671ртм осуществлялась под руководством главного конструктора Г.Н. Чернышева.

В 1984 году Г.Н. Чернышев сосредоточился на создании пла проекта 971 - третьего поколения. Главным конструктором пла пр. 671 с 1984 года был назначен Р.А. Шмаков.

Отмечают, что, поскольку вопросы, связанные с решением задачи по снижению акустического поля корабля, всегда были главными, эффективности работы группы главного конструктора пла пр. 671, 671рт, 671ртм способствовало назначение главным инженером-заместителем главного конструктора А.В. Кутейникова.

Применение на корабле различных образцов РЭВ, предусмотренных совместными решениями МСП и ВМФ, связано со значительными изменениями ТТЭ подводной лодки. В результате принято решение – технический проект пла пр. 671ртм выполнять в двух вариантах. В первом варианте предусматривались модернизационные мероприятия с комплексом «Скат-М», во втором – с комплексом «Скат-Б».

Сокращенный технический проект пла пр. 671ртм в двух вариантах был закончен в декабре 1973 года и представлен в 1-е Главное управление МСП и Управление кораблестроения ВМФ.

В процессе подготовки к рассмотрению проекта на президиуме МСП бюро дополнительно рассмотрело возможность установки на подводной лодке разрабатываемых БИУС «Омнибус» и навигационного комплекса «Медведица».

Президиум НТС МСП в мае 1974 года рекомендовал утвердить второй вариант технического проекта с установкой на ПЛА ГАК «Скат-Б» в полной комплектации.

В июле 1974 года совместным решением МСП и ВМФ техпроект был утвержден. На головной ПЛА пр. 671ртм предусматривалась установка опытных образцов комплексов «Скат» (разработчик ЛНПО «Океанприбор», главный конструктор В.В. Громковский), «Медведица» (ЦНИИ «Электроприбор», главный конструктор В.Г. Пешехонов), БИУС «Омнибус» «ЦНИИ «Агат», главный конструктор А.И. Троян) и УПВ «Руза-П», комплексов связи «Молния-Л», «Цунами-БМ», которые в дальнейшем повысили ТТЭ пл


Поскольку сроки разработки новых комплексов РЭВ, увязанные с этапами создания пл 3-го поколения, не соответствовали срокам проведения работ по пла пр. 671ртм, были установлены дополнительные сроки разработки новых модификаций комплексов для этой подводной лодки.

К разработке технических чертежей бюро приступило до окончания технического проекта в соответствии с совместным решением МСП и ВМФ от 14 ноября 1973 года.

Пла пр. 671ртм является многоцелевой подводной лодкой, с автономностью 80 суток (при автономности предшественницы – ПЛА пр. 671рт, 60 суток).

Новый подход к решению проблемы снижения шумности корабля позволил снизить интенсивность акустического поля пла пр. 671ртм по сравнению с «базовым» проектом.

Нормальное водоизмещение лодки с новыми образцами РЭО и реализованными мероприятиями по уменьшению шумности возросло по сравнению ПЛА пр. 671 рт на 400 куб. м и составило 4780 куб. м. Наибольшая длина ПЛА увеличилась до 106,1 м, при этом скорость подводного хода несколько уменьшилась; прочный корпус корабля разделен поперечными переборками на восемь отсеков.

В 1974 году на СПМБМ «Малахит» созданы рабочие чертежи и эксплуатационная документации ПЛА пр.671 РТМ.

Головная ПЛА пр.671 РТМ «К-524» (командир капитан 1 ранга Русаков Сергей Иванович) была заложена на стапеле Ленинградского Адмиралтейского завода 07 мая 1976 года, спущена на воду 31 июля 1977 года.

Акт приемки головной подводной лодки в состав ВМФ подписан 28 декабря 1977года

Высокие боевые возможности и качества пла пр. 671ртм обусловили их строительство крупной серией в 26 единиц.

 

Большая подводная лодка К-244 построена по проекту 671ртм СПМ БМ «Малахит».

Генеральный конструктор проекта Чернышов Георгий Николаевич.

В 1984 году Главным конструктором проекта назначен Шмаков Радий Анатольевич.

24 декабря 1984 года подводная лодка К-244 заложена на стапеле цеха № 12 на ГП «Ленинградское Адмиралтейское Объединение» в г. Ленинграде (ГП «ЛАО», Адмиралтейский завод), заказу присвоен заводской номер 01652.

К-244 - двадцать первый корабль в серии лодок проекта 671ртм и восьмой из построенных на ГП «ЛАО», последний «чистый РТМ» (далее шли «РТМК»).

При закладке корабля члены экипажа не присутствовали.

Ответственный сдатчик Герловин Юрий Николаевич, сдаточный механик Небесов Игорь Гариевич, ведущий военпред заказа - ___________________, Председатель Комиссии госприёмки К-244 капитан 1 ранга Русаков Сергей Иванович.

 

2. Формирование и становление экипажа подводной лодки К-244

Экипаж многоцелевой атомной подводной лодки К-244 (войсковая часть 10448) сформирован на базе 33 дивизии атомных подводных лодок (далее в тексте – 33 дпл) Первой Краснознаменной Флотилии атомных подводных лодок (далее – 1 Флпл) Северного флота.

Формирование экипажа происходило в два этапа.

На первом этапе был сформирован и прошёл в Учебном Центре ВМФ подготовку офицерский состав К-244; на втором этапе экипаж К-244 укомплектован мичманским составом и личным составом срочной службы (старшинами и матросами) и полным составом прошёл подготовку в Учебном Центре ВМФ.


Формирование экипажа проводилось в соответствии с директивами Главного штаба Военно-Морского Флота от 19 января 1983 года № 730/1/НН44 (далее - ДГШ ВМФ), начальника штаба Северного флота от 11 февраля 1983 г. № 9/1/НН192 (далее - ДНШ СФ) в пункте постоянного базирования (дислокации) дивизии губа Западная Лица (г. Заозерный, г. Мурманск – 152 расположенный в Мурманской области, Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 отнесён к району Крайнего Севера).

Формирование экипажа проводилось по штату № 62/528-03 с штатно-должностной численностью личного состава 92 военнослужащих: офицеров – 34, мичманов –31, матросов срочной службы – 27 (из них командиров отделений, т.е., старшин, 07). В период с 1983 по 1998 год этот штат неоднОкратно незначительно изменялся.

За формирование экипажа К-244 отвечало управление 33 дивизии подводных лодок.

Во время формирования экипажа К-244 командование 33 дивизии ПЛ составляли:

Командир 33 дпл контр-адмирал Ясеновенко Виктор Григорьевич (в связи с заболеванием, обнаруженным весной 1983г. списан с плавсостава, и в формировании экипажа практически не участвовал, в том числе в назначении командира К-244, но именно он, по рекомендации С.Монахова, разрешил в экипаж «новостройки» назначить старпомом Черноморца, неизвестного выпускника 6 ВОК ВМФ),

начальник штаба капитан 1 ранга Еремеев Владимир Захарьевич,

начальник политического отдела – заместитель командира дивизии по политической части капитан 1 ранга Дмитриев Николай Павлович,

заместители командира дивизии:

-капитан 1 ранга Шевченко Анатолий Иванович (с 23.09.1983г. - командир 33 дпл.

Назначить Аликова В.И.командиром «на большой круг» - решение А.И.Шевченко),

-Герой Советского Союза капитан 1 ранга Лушин Владимир Петрович,

заместитель командира дивизии по электромеханической части – начальник электромеханической службы – капитан 1 ранга СтасЁнок Анатолий Кузьмич (с сентября 1983 года капитан 1 ранга Катомин Владимир Федорович).

 

Формирование экипажа К-244 началось в году десятилетия 33 дивизии (сформирована 5 января 1973 года) и пятидесятилетия Северного флота (образован в 1933г.), но каких-либо особых торжеств по поводу «круглых» дат не было, и как-либо положительно на состоянии формирования экипажа это не сказалось.

 

01 декабря 1983 года сформирован офицерский состав экипажа.

Основу экипажа – управление (командование) корабля, командиры боевых частей и служб, дивизионов электромеханической боевой части, составили офицеры, имеющие опыт подводной службы, участия в дальних походах, отработки мероприятий боевой подготовки на подводных лодках. Исключение составили Начальник химической службы и Начальник медицинской службы, - в первом составе экипажа К-244 это были выпускники ВВУЗов, но они - лучшие из тех выпускников, и с задачами они справились

На первичные офицерские должности «командир группы» и «инженер группы» назначены, в основном, выпускники Военно-морских учебных заведений 1983 года.

В декабре 1983 года офицерский состав прибыл на обучение в 510 УЧебный центр ВМФ (ныне войсковая часть 09686, 510 УЦ ВМФ имени Героя Советского Союза Л.Г. Осипенко) в г. Обнинск Калужской области (приказ командира войсковой части 27013 от 28 декабря 1983 года № Н109 о прибытии и начале обучения).


 

3. Командование подводной лодки К-244

- командир подводной лодки – капитан 2 ранга Аликов Владимир Иванович, окончил ВВМУРЭ имени А.С. Попова в 1973 году, 6 ВСООЛК ВМФ в 1978 году.

Командиром К-244 назначен приказом Главнокомандующего ВМФ № 0968 от 08.10.1983г. с должности старшего помощника 172 экипажа пла пр. 671рт.

По окончании в 1990 году Военно-морской академии имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова назначен заместителем командира 33 дпл 1 Флпл;

с 1995г. - Оперативный дежурный Северного флота - заместитель начальника штаба Северного флота по боевому управлению;

с 1999г. - помощник командующего Северным флотом - начальник Североморского гарнизона, капитан 1 ранга, в запасе с 25 июля 2001г.

- старший помощник командира – капитан 3 ранга Новиков Михаил Валентинович, выпускник ВВМУ имени М.В. Фрунзе 1975 года, 6 ВСООЛК ВМФ 1983 года, назначен с должности старшего помощника командира дизельной подводной лодки Черноморского флота пр. 613. В 1986 году в аттестационном порядке назначен старшим помощником командира пла «К-298», далее – на береговых должностях. В настоящее время в запасе, капитан 2 ранга.

- заместитель командира по политической части капитан 3 ранга Тяганян Владимир Андреевич (наименование должности в последующем изменено: с 1992 года помощник командира, с 1993 года заместитель командира по воспитательной работе), назначен с должности лектора Политического управления Черноморского флота, имел опыт службы на подводной лодке и ракетном крейсере Черноморского флота. После К-244 - старший помощник начальника отдела кадров 1 Флпл. В настоящее время капитан 2 ранга запаса.

- помощник командира старший лейтенант Маслов Александр Борисович, выпускник ВВМУПП имени Ленинского комсомола 1980 года, назначен с должности командира минно-торпедной боевой части подводной лодки пр. 671. После окончания 6 ВСООЛК ВМФ в 1989 году - старший помощник командира пла «К-255» 33 дпл 1 Флпл, в запасе.

 

Командиры боевых частей, начальники служб, дивизионов

- командир штурманской боевой части капитан-лейтенант Беляев Алексей Юрьевич, выпускник ВВМУ имени М.В. Фрунзе 1979 года, назначен с должности ____________. В последующем старший помощник командира пла пр. 671ртмк «Б-448» «Тамбов» 7 дпл 9 Эскпл, командир большой атомной подводной лодки пр. 945а «Б-336» «Псков», 284 экипажа 7 дпл 1 Флпл (11 Эскпл), капитан 1 ранга, с 2009г. в запасе;

- командир минно-торпедной боевой части - старший лейтенант Федотенков Александр Николаевич, выпускник ВВМУ имени П.С. Нахимова 1981 года, назначен с должности ____________. После окончания 6 ВСООЛК ВМФ в 1991 году - командир пла «Б-292» «Пермь», 603 экипажа пр. 671ртмк 33 дпл, по окончании Военно-морской академии имени адмирала флота Советского союза Н.Г. Кузнецова - заместитель командира 33 дпл 1 Флпл, первый заместитель командира– начальник штаба 7 дпл, командир 7 дпл 11 Эскпл Северного флота, контр-адмирал. После окончания Военной Академии Генерального Штаба - заместитель командующего КолФлРС Северного флота. С 2009г. - командир Ленинградской Военно-морской базы Балтийского флота;


- командир боевой части связи - старший лейтенант Андреев Вячеслав Николаевич, выпускник ВВМУРЭ имени А.С.Попова 1981 года, назначен с должности ____________. в последующем капитан 3 ранга, в запасе;

- начальник радиотехнической службы (с 1991 года командир радиотехнической боевой части) – капитан-лейтенант Онучин Юрий Иванович, выпускник ВВМУРЭ имени А.С. Попова 1977 года, назначен с должности ___________. После окончания в 1991 году Военно-морской академии имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова проходил службу в ВМА, капитан 1 ранга, в запасе;

- командир электромеханической боевой части – капитан 3 ранга Колесник Вячеслав Анатольевич, окончил ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского в 1975 году, 6 ВСООЛК ВМФ в 1983 году.

После окончания в 1991 году Военно-морской академии имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова, главный инженер ПРСЗ ТОФ, в 1992г. возвращён на Северный флот, назначен на должность заместителя командира дивизии по электромеханической части – начальника электромеханической службы 11 дпл 1 Флпл, капитан 1 ранга, умер в 2000 году;

- командир дивизиона движения электромеханической боевой части - старший лейтенант Чекалин Владимир Анатольевич, выпускник Севастопольского ВВМИУ 1980 года, назначен с должности _________. В последующем командир электромеханической боевой части пла пр. 671ртмк «Б-448» «Тамбов» 7 дпл 9 Эскпл, помощник начальника ЭМС 339 обрстремпл БелВМБ по живучести, капитан 2 ранга, в запасе;

- командир электротехнического дивизиона электромеханической боевой части – капитан 3 ранга Игнатов Валерий Александрович выпускник Севастопольского ВВМИУ 1976 года, назначен с должности ____________. в последующем – преподаватель 510 Учебного центра ВМФ, капитан 3 ранга, в запасе;

- командир дивизиона живучести электромеханической боевой части – капитан лейтенант Матвеев Андрей Викторович, выпускник ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского 1979 года, назначен с должности ____________; с осени 1985 года капитан 3 ранга Чумаков Евгений Ананьевич, выпускник ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского 1976 года. В последующем командир электромеханической боевой части 166 экипажа пла пр. 671ртмк 33 дпл 1 Флпл, капитан 2 ранга, в запасе;

- начальник химической службы (с 1992 года начальник слУжбы РХБЗ - специалист по корабельной дозиметрии) - лейтенант Колодяжный Михаил Борисович, выпускник ВВМУ имени С.М. Кирова 1983 года. В последующем флагманский химик – начальник службы радиационной, химической и биологической защиты 33 дпл 1 Флпл, капитан 2 ранга, в запасе;

- начальник медицинской службы - лейтенант медицинской службы Еременко Сергей Васильевич, выпускник Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова 1983 года. Службу на К-244 окончил по состоянию здоровья, - списан с плавсостава после попытки пройти медобследование для перевода в Отряд Акванавтов. Назначен врачем-радиологом 3 СРБ 1 Флпл, начальник лабораторного (гематологического) отделения военно-морского госпиталя в г. Полярный тыла КолФлРС, майор, в запасе.

 

4. Окончание формирования и обучения экипажа.


После назначения в экипаж мичманов, старшин и матросов экипаж полностью сформирован и считался с 04 сентября 1984 года убывшим на учебу в 510 УЦ ВМФ (приказ командующего Северным флотом от 20 сентября 1984 года № 00672), при том, что офицерский состав в 510 УЦ ВМФ находился с декабря 1983г.

24 января 1985 года экипаж закончил обучение по программе подготовки «первого» экипажа пла пр. 671ртм в 510 УЦ ВМФ (приказ командира войсковой части 27013 от 24 января 1985 года № Н12 об окончании обучения. Отмечены значительные успехи экипажа в усвоении учебных дисциплин и в организации службы. На «Доску почёта» 510 УЦ ВМФ решено занести имена командира К-244 Аликова В.И. и командира электромеханической боевой части К-244 Колесника В.А.).

После реализации очередного отпуска за 1985 год 16 марта экипаж убыл в состав 33дпл 1 Флпл в гб. Западная лица для проведения стажировки (в объёме 1 и 2 курсовых задач) на подводных лодках аналогичного проекта.

 

5. Окончание строительства К-244

12 мая 1985 года по окончании стажировки и получении необходимой, но по существу формальной записи в Журнал боевой подготовки, экипаж убыл в Ленинград на ГП «ЛАО» к месту строительства корабля (приказ командующего Северным флотом от 25 мая 1985 года № НН420).

В Ленинграде экипаж принят в состав и под командование бригады строящихся и ремонтируемых подводных лодок Ленинградской ВМБ, командир бригады капитан 1 ранга Печалин В., заместитель командира бригады – капитан 1 ранга Стемковский Ю.А., он являлся наставником командира и курировал деятельность экипажа К-244. Основная работа командования бригады состояла в обеспечении воинской дисциплины экипажа и поддержания воинского порядка в помещениях, предоставленных экипажу. Кроме того, заместитель командира бригады по тылу капитан 3 ранга Сорокин организовал первичное материально-техническое обеспечение К-244, укомплектование подводной лодки всем инвентарным имуществом.

С 23 мая 1985 года начата совместная отработка экипажа корабля и заводской части сдаточной команды по подготовке к испытаниям, совместному несению дежурной и вахтенной службы.

После загрузки на подводную лодку аккумуляторной батареи заступила дежурно-вахтенная служба, - с ответственностью за обеспечение живучести АПЛ.

Вывод корабля из 12 цеха произведен на «спусковой док» в полдень 09 июля 1985 года. В ночь с 9 на 10 июля 1985г. подводная лодка спущена на воду. Физический пуск ядерных реакторов произведен 13 сентября 1985 года

25 сентября 1985г. по внутренним судоходным путям через Беломоро - Балтийский канал имени В.И. Ленина корабль убыл, и 09 октября 1985 года прибыл на достроечную базу ГП «ЛАО», размещенную на производственном объединении «Север» - машиностроительное предприятие «Звездочка» в г. Северодвинск в состав 339 обрстремпл БелВМБ (приказ командующего Северным флотом от 24 октября 1985 года № НН907), присвоен бортовой номер 651.

Приемный акт Государственной комиссией подписан 10 января 1986г. с указанием в нём даты окончания приёмки 25 декабря 1985г.

С 25 декабря 1985 года подводная лодка принята в состав ВМФ приказом Главнокомандующего ВМФ от 15 февраля 1986 года № Н34 и включена в состав 33 дпл 1 Флпл СФ с пунктом постоянной дислокации гб. Западная Лица (приказ командующего Северным флотом от 05 марта 1986 года № Н174).


27 декабря 1985 года К-244 прибыла в 33 дпл 1 Флпл после постройки в гб. Западная Лица (приказ командующего Северным флотом от 16 января 1986 года № НН37).

31 декабря 1985 года на К-244 поднят Военно-Морской Флаг и Гюйс СССР. Флаг вручен экипажу командующим 1 Краснознаменной Флпл Героем Советского Союза вице-адмиралом Черновым Евгением Дмитриевичем.

 

6. Ввод К-244 в строй боеготовых сил флота

План 1 Флотилии предписал после прибытия К-244 в Западную Лицу передать корабль «перволинейному» экипажу, - был назван 166 экипаж, для того, чтобы К-244 сразу стала числиться в составе сил ПОСТОЯННОЙ ГОТОВНОСТИ; такое практиковали для «повышения процента» и из-за обычно долгой «раскачки» основных экипажей вновьпостроенных кораблей.

На весну 1986г. был запланирован дальний поход К-244 с 166 экипажем.

При этом «основной» экипаж К-244, передав корабль, был должен пойти в отпуск, после которого принять свой корабль, провести его послепоходовый ремонт и с августа 1986г. «входить в линию», - отрабатывать и сдавать курсовые задачи.

Командир К-244, узнав о том Плане 1 Флотилии и будучи уверенным в хорошей подготовке своего экипажа, счёл необходимым предложить командованию Флотилии иное: в состав сил ПОСТОЯННОЙ ГОТОВНОСТИ ввести К-244 силами основного экипажа.

Нас поддержал заместитель командира 33 дивизии капитан 1 ранга Шамшур Юрий Константинович, - на основании впечатлений от проверки К-244 в Северодвинске.

Ю.К.Шамшуру поверил Начальник штаба 1 ФлПл контр-адмирал Волков В.Я., разрешил «попробовать, до первой неудачи». Имелось ввиду, до первой «несдачи курсовой задачи с первого предъявления», при том, что для отработки каждой из задач нам были предоставлены минимальный срок.

166 экипаж принял К-255; основной экипаж К-244 продолжил работу на своём корабле

В марте 1986 года, с более, чем полугодовым опережением плана ввода экипажа в состав боеготовых сил, подводная лодка «К-244» с основным экипажем вступила в состав сил постоянной готовности флота. Приняв оружие боекомплекта, включая тактическое ядерное оружие, корабль заступил в боевое дежурство по флоту.

Результат достигнут напряженной работой, как всего экипажа, так и каждого члена экипажа, от командира до матроса, - работой на основе высокой организации службы.

Досрочное вступление К-244 с основным экипажем в состав боеготовых сил флота - значительное достижение основного экипажа К-244, достойное начало истории К-244.

Это достижение экипажа было оставлено командованием флота без внимания. А.зря.

 

Взявшись ввести К-244 в состав сил ПОСТОЯННОЙ ГОТОВНОСТИ, экипаж К-244 свой корабль ещё и сберёг: 166 экипаж, по Плану, в феврале 1986 г. участвовал в манёврах. Находясь под водой, командир «потерял обстановку» и по совету прикомандированного старпома всплыл, чтобы разобраться. Всплыл вблизи БПК «Нахимов», растерялся, не смог погрузиться и протаранил БПК, пробил ему борт…Чудо уберегло корабли от гибели…

Командир 166 экипажа был снят с должности и убран из плавсостава. Был снят с должности и «штатный» старпом, но позже он выправился, стал командиром АПЛ.


А «прикомандированный» старпом, на чей совет опрометчиво положился командир перед всплытием, избежал ответственности и весьма успешно продолжил восхождение.

 

С 24 по 28 марта 1986 года К-244 участвовала в командно-штабном учении под руководством командующего Северным флотом адмирала И.М. Капитанца, с силами оперативной эскадры надводных кораблей СФ, ВВС, группировок подводных лодок и частей армии ПВО страны. Старший на походе командир 33 дпл капитан 1 ранга Шевченко А.И. с расширенным походным штабом проверил готовность корабля к решению задач по предназначению, отработку по эпизодам и вводным учения, а также по всем элементам подводной службы. Это экзамен на зрелость экипаж К-244 выдержал. Вернувшись из того похода, К-244 заступила в своё первое боевое дежурство

 

7. Деятельность К-244 в составе боеготовых сил Северного флота.

В июне 1986 К-244 была привлечена к участию в опытовом учении противоавианосной 11 дивизии (ПАД) 1 ФлПЛ под руководством заместителя Главнокомандующего ВМФ – начальника боевой подготовки ВМФ адмирала Г.А. Бондаренко.

Это было учение по управлению группировкой атомных подводных лодок нового поколения при уничтожении авианосной многоцелевой группировки вероятного противника в Норвежском море, во взаимодействии с ВВС флота и Дальней авиацией. На учении отработано развертывание в Океан группировки из семи атомных подводных лодок, сведённых в тактические группы, в каждой из которых многоцелевая подводная лодка обеспечивала ударную лодку – носитель крылатых ракет большой дальности.

К-244 действовала в тактической группе с ударной ПЛАРК К-206, командир - капитан 1 ранга Надеждин Валентин Николаевич.

Старшим на борту К-244 был заместитель командира 33 дпл капитан 1 ранга Моцак М.В.

В июле 1986 года корабль принял участие в оперативно-тактическом учении с участием разнородных сил флота, где все задачи по предназначению решил успешно.

Для капитана 2 ранга Аликова В.И. тот поход стал первым самостоятельным, в качестве командира корабля.

По итогам участия корабля в учениях 1986 года, решением командующего СФ, проведенные мероприятия боевой подготовки на акваториях Баренцева и Норвежского морей были засчитаны командиру и экипажу К-244 как несение боевой службы (БС). По итогам этих учений командир К-244 допущен к самостоятельному решению задач БС

Весной 1986г. командир дивизии объявил, что после ввода основным экипажем К-244 в состав сил ПОСТОЯННОЙ ГОТОВНОСТИ и выполнения задач боевой службы направит Аликова В.И. в Военно-морскую академию, но летом 1986г. то обещание было забыто.

 

Для основного экипажа К-244 весьма напряжённым оказался 1986 – 1987 учебный год. Это было связано, прежде всего, с назначением в поход, в составе группы подводных лодок дивизии, в Западную Атлантику, где силы ВМФ готовились провести поисковые противолодочные операции (далее – ППО) «Атрина» и другие.

Подготовкой к ППО в Западной Атлантике руководил Главнокомандующий ВМФ, - адмирал флота Чернавин В.Н. К подготовке участников привлечены штабы дивизии, Флотилии, Северного флота и Главный Штаб ВМФ. Научные центры и наиболее опытные офицеры ВМФ вели «мозговой штурм», разрабатывали новые тактические приёмы, а экипажи кораблей и «походный» штаб отрабатывали их в тактических летучках и групповых упражнениях на тренажёрах 122 УЦ 1 ФлПЛ и 684 УЦ СФ.


Те усилия имели цель: обеспечить внезапность действий группировки, а это прежде всего значит, - обеспечить скрытность действий каждой из лодок, и группировки в целом.

Все понимали, что скрытно и эффективно действовать способен только технически исправный корабль. Сохранить корабль исправным в жарких водах Экваториального течения, плавая среди саргассов, - клубков необнаружимых водорослей, забивающих приёмные отверстия систем охлаждения, - самостоятельная и очень непростая проблема

Колоссальная работа по подготовке материальной части проведена каждым из экипажей кораблей – участников, в том числе экипажем К-244, который, в отличие от экипажей остальных четырёх лодок, шёл в поход самостоятельно, без «усиления».

Контрольный выход корабля для допуска к выполнению поставленных задач прошёл под руководством вице-адмиралом Ф.Н. Громова, Первого заместителя командующего Северным флотом, с походным штабом в составе начальников управлений и отделов штаба флота. Действия командира корабля и экипажа на выходе в море оценены весьма положительно.

В боевом походе с марта по май 1987 года «К-244» участвует в ППО «Атрина» в группировке из пяти подводных лодок 33 дпл, под общим руководством командира 33 дпл капитана 1 ранга Шевченко А.И. на АПЛ К-299 («К-298» командир капитан 2 ранга Н.В. Попков, «К-299» командир капитан 1 ранга М.И.Клюев, «К-524» командир капитан 2 ранга А.Ф. Смелков, «К-527» командир капитан 2 ранга Б.Ю.Муратов).

Действия К-244 были признаны наиболее успешными среди кораблей группировки.

По итогам огневой и тактической подготовки «зимнего» периода обучения 1987 года К-244 была признана лучшей на 1 ФлПЛ и на Северном флоте и выдвинута для участия в состязаниях на Приз Главнокомандующего ВМФ, - в состязаниях многоцелевых атомных подводных лодок – по уничтожению кораблей противника, с выполнением торпедных атак отряда боевых кораблей.

Экипаж К-244 успешно решил и эту задачу. При этом из-за того, что технически – безупречная К-244 была «спланирована» в дальний поход со 166 экипажем (в командование этим экипажем вступил капитан 2 ранга Костев И.Г.), «воевать» в море пришлось на «чужом» корабле, - АПЛ К-524, которая готовилась в ремонт. Восстановив корабль из «предремонтного» состояния в боевое, - «основной» экипаж к-244 проявил свой высокий класс, завоевал Приз Главнокомандующего ВМФ и по итогам года был объявлен лучшим в ВМФ по тактической и огневой подготовке, а К-244 с основным экипажем была объявлена «отличным кораблём».

Весной 1988 года экипаж совершил очередной боевой поход, в этот раз - в Арктику, где провёл испытания новых образцов вооружения и военной техники.

На первом этапе того похода (без специального дооборудования корпуса) корабль в течение 45 суток выполнял задачи подо льдами Арктики, обнаружил иностранную подводную лодку и следил за нею в готовности к уничтожению.

На втором этапе похода в Северной Атлантике для навигационного комплекса «Медведица» был отработан специальный режим, который существенно повышал эффективность действий подводных лодок. К сожалению, это мало кто понял.


После этого похода командир капитан 1 ранга Аликов В.И. убыл на учёбу в Военно-морскую академию.

В октябре 1988 года в командование подводной лодкой «К-244» вступил выпускник 6 ВСОЛК ВМФ капитан 2 ранга Юферов Владимир Геннадьевич.

После ухода первого командира К-244 осенью 1988 года экипаж К-244 значительно обновился. Многих офицеров назначили с повышением на другие корабли и экипажи. Уровень подготовленности экипажа снизился, поэтому в 1989 – 1990 годах экипаж К-244 лишь «содержал» различные корабли дивизии, поддерживал их техническую готовность В море в эти годы на К-244 выходят, главным образом, другие экипажи дивизии.

Летом 1989 года экипаж К-244 участвовал в показе своего корабля американской делегации, посетившей Северный флот в рамках военного сотрудничества, во главе с начальником штаба ВМС США адмиралом У. Тростом.

С августа 1990 года «К-244» начала подготовку к очередному боевому походу, и на рубеже 1990-1991 годов подводная лодка «К-244» (старший на походе командир 33 дпл капитан 1 ранга Исак В.В.) успешно выполнила задачи разведки и слежения за кораблями ОВМС США и НАТО в период проведения операции «Буря в пустыне» - проведение непосредственных боевых действий по разгрому вооруженных сил Ирака.

В том походе К-244 долго находилась в районе боевых действий (шла война между США и Ираком), но участники этого похода не признаны ветеранами боевых действий.

В 1991 году началось резкое снижение интенсивности мероприятий боевой подготовки ВМФ и Вооруженных Сил в целом. Качество отработки задач, целиком зависящее от выделенного на отработку топлива, также значительно снизилось.

В тех условиях на К-244 шла отработка 166 экипажа, в связи со сменой его командира (в командование экипажем вступил капитан 3 ранга Агафонов В.Н., с 2005г. – Начальник УБП ВМФ, скоропостижно умер в 2006г.).

К-244 совершила свой последний дальний поход осенью 1991 года под командованием Агафонова В.Н. (старший в походе на борту – зам. командира 33 дпл капитан 1 ранга Аликов В.И.) В Средиземном море К-244 проверил и высоко оценил штаб Оперативной эскадры во главе с заместителем командира эскадры капитаном 1 ранга Сысуевым Ю.Н. (впоследствии - адмирал, в 2008г. уволен в запас с должности Начальника Военно-морской академии), сворачивающим присутствие боевых сил ВМФ в этом важном районе.

Израсходовав ресурс основного оборудования, К-244 после 1991 года дальних походов не совершала, но участвовала в учениях Северного флота и в испытаниях.

 

8. Деятельность К-244 после израсходования ресурса основного оборудования.

В 1992 году К-244 под командованием капитана второго ранга Квасова В.Н. провела в Норвежском море Государственные испытания аппаратуры, повышающей эффективность действия сил флота (на борту К-244 – Председатель Госкомиссии – зам. командира 33 дпл капитан 1 ранга Аликов В.И.). Успех испытаний обеспечен вы-сокой технической готовностью К-244. Создатели аппаратуры были представлены к Государственной премии, но распад СССР и «разгул перестройки» воспрепятствовали реализации как представлений, так и предложений по применению той аппаратуры.


9. Основные итоги деятельности К-244

За 7 лет нахождения в составе боеготовых сил Северного флота, пока позволял ресурс основного оборудования, К-244 совершила 9 дальних походов, с выполнением задач боевой службы. Все походя – успешны.

К-244 была подготовлена к решению задач в составе тактических групп подводных лодок – как однородного состава (в группах под командованием заместителей командира дивизии капитанов первого ранга Шамшура Ю.К. и Моцака М.В.), так и разнородного состава, в составе противоавианосного соединения, возглавляемого капитаном первого ранга Налётовым И.И.

С 1986 по 1992год К-244 входила в состав разнородных противолодочных сил Северного флота, участвовала в поиске иностранные подводные лодки и следила за ними в готовности к уничтожению. В 1987 и 1988 годах К-244 была рекордсменом флота по продолжительности такого слежения.

Важно, что в течение тех напряжённых семи лет на К-244 не было аварий и поломок материальной части, повлиявших на боеспособность корабля, не было потерь личного состава – ни травм, ни гибели. За эти годы К 244 совершила 9 дальних походов (боевых служб) в районы Арктики, Средиземного моря, Западной Атлантики. Большинство этих походов превысили расчетную автономность ПЛ.

 

10. Завершающий период жизни К-244

22 июля 1992 года в соответствии с ДНШ СФ № 34/1/Н1002 «К-244» переименована в «большую атомную подводную лодку» становиться пла «Б-244».

26 июля 1992 года, - в День Военно – Морского флота, Военно – Морской флаг СССР на корабле торжественно сменен на Андреевский флаг.

23 февраля 1993 года в должность командира Б-244 вступил капитан 2 ранга Андреев Николай Николаевич. Настойчивость и работоспособность командира, понимание задач стоящих перед кораблем офицерами и всем личным составом позволило экипажу Б-244 в кратчайший срок подтвердить звание перволинейного. «Наставником» командира при отработке в море задач боевой подготовки был заместитель командира 33 дпл капитан 1 ранга Аликов В.И. В апреле и июле 1993 года экипаж принимает участие в крупных учениях сил флота, а в июле командир на учения выходит в море самостоятельно.

В 1993 – 1995 годах прошёл очередной этап «реформирования» Вооруженных Сил. Реформирование флота и те условия в которых оно проходило, тяжко повлияли на весь личный состав. В тот период с корабля уходит много офицеров и мичманов, имеющих опыт дальних походов, опыт эксплуатации материальной части в экстремальных условиях, - т.е., настоящие профессионалы подводной службы.

На основании Распоряжения Правительства РФ от 04 января 1994 года № 3-р и постановления Администрации г. Мурманск-150 от 22 февраля 1994 года № 49 г.Мурманск-150 Мурманской области переименован в г. Заозерск Мурманской области.

В 1994 году экипаж в очередной раз подтверждает звание перволинейного, в октябре 1994 года передает пла «Б-244» в эксплуатацию экипажу пла «Б-299» и уже больше никогда не принимает свой корабль. В ноябре 1994 года экипаж «Б-244» убывает на ФГУП СРЗ «Нерпа» для приема из ремонта с модернизацией головного корабля пр. 671ртм, после ремонта пр. 671ртмк «Б-524», и достойно продолжил свою историю на этом корабле (в 1987г. экипаж К-244 завоевал Приз ГК ВМФ именно на К-524).


В начале апреля 1996 года после завершения всех видов испытаний, устранения замечаний по их проведению пла «Б-524» перешла в родную базу. Корабль на пирсе встречал командующий 1 Флпл Герой России вице-адмирал Моцак М.В. Экипажу была поставлена учебно-боевая задача на участие в проводимом под руководством командующего Северным флотом адмиралом О.И. Ерофеевым командно-штабном учении. Отрабатывался элемент по подготовке и передаче корабля линейному экипажу с полными запасами, в т.ч. и оружия. Действия на учении оценены положительно.

С 01 мая 1996 года пла «Б-244», в соответствии с директивами ГШ ВМФ от 04 февраля 1994 года № 730/1/Н122, НШ СФ от 11 марта 1994 года № 34/1/Н338, переименована в пла «Б-299».

Экипаж «Б-244» стал экипажем «Б-299» - корабль заводской номер 01649 стал эксплуатироваться бывшим экипажем «Б-244» - войсковая часть 09691, сменены печати, угловой штамп, печати СДП и т.д.

Доски с тактическими номерами с корабля на корабль не переносились.

 

 

С 31 декабря 2001 года расформирована 33 дпл 1 Флпл СФ.

С 01 сентября 2002 года 1 Краснознаменная Флпл переформирована в 11 Краснознаменную ЭскПЛ.

С 10 февраля 2010 года прекратила существование 11 Краснознаменная Эскпл, сформированы Подводные Силы СФ.

 

Командиры корабля

1983 г. – 1988 г. Капитан 1 ранга Аликов Владимир Иванович

1988 г. – 1993 г. Капитан 1 ранга Юферов Владимир Геннадьевич

1993 г. – 1996 г. Капитан 1 ранга Андреев Николай Николаевич

1996 г. – 1997 г. Капитан 1 ранга Давыдкин Василий Андреевич

1997 г. – 1998 г. Капитан 1 ранга Василюк Олег Владимирович

1998 г. – 2000 г. Капитан 2 ранга Проничев Сергей Васильевич

2000 г. – 2003 г. Капитан 2 ранга Дегтяренко Николай Евгеньевич

2003 г. – 2004 г. Капитан 2 ранга Проценко Виталий Иванович

2004 г. – 2005 г. Капитан 2 ранга Шатров Игорь Николаевич

 

Старшие помощники командира

1983 г. – 1986 г. Капитан 3 ранга Новиков Михаил Валентинович

1986 г. – 1987 г. Капитан 2 ранга Филлипов Евгений Николаевич

1987 г. – 1989 г. Капитан 3 ранга Бабаян Карен Георгиевич

1989 г. – 1990 г. Капитан 3 ранга Ефремов Сергей Александрович

1990 г. – 1991 г. Капитан 2 ранга Квасов Виктор Николаевич

1991 г. – 1993 г. Капитан 2 ранга Сорока Сергей Владимирович

1994 г. – 1996 г. Капитан 2 ранга Сорока Сергей Владимирович

 

Заместители командира по политической части и воспитательной работе

1983 г. – 1988 г. Капитан 2 ранга Тяганян Владимир Андреевич

1988 г. – 1996 г. Капитан 2 ранга Барков Геннадий Николаевич

Помощники командира

1983 г. – 1986 г. Капитан-лейтенант Маслов Александр Борисович

1986 г. – 1988 г. Капитан 3 ранга Колесниченко Вячеслав Георгиевич

1988 г. – 1989 г. Капитан 3 ранга Спиридонов Вадим Владимирович

1989 г. – 1992 г. Капитан-лейтенант Сенченко Владимир Анатольевич

1993 г. – 1996 г. Капитан 3 ранга Федотко Константин Анатольевич

 

Командиры электромеханической боевой части

1983 г. – 1988 г. Капитан 2 ранга Колесник Вячеслав Анатольевич

1988 г. – 1991 г. Капитан 2 ранга Ковалев Сергей Иванович

1991 г. – 1992 г. Капитан 2 ранга Спрыжков Сергей Анатольевич

1992 г. – 1994 г. Капитан 2 ранга Трефилов Леонид Павлович


1994 г. – 1996 г. Капитан 2 ранга Чередниченко Александр Викторович

 

В разное время в различных должностях на корабле проходили службу

Капитан 1 ранга Андреев Николай Николаевич (в запасе), в должности командира корабля, в последующем заместитель командира, командир 339 обрстремпл БелВМБ, в настоящее время начальник Ленинградского (Санкт-Петербургского) Нахимовского Военно-Морского училища.

 

Капитан 1 ранга Андреевский Игорь Петрович, в должности инженера автоматики ГЭУ ДД ЭМБЧ, в последующем старший офицер 69 службы Э и Р 1 Флпл, в настоящее время начальник отдела технического управления СФ.

 

Капитан 1 ранга Бабаян Карен Георгиевич в должности старшего помощника командира корабля, в последующем командир пла пр 671 ртмк «К-255» 33 дпл 1 Флпл.

 

Капитан 1 ранга Колесниченко Вячеслав Георгиевич, в должности помощника командира корабля, в последующем командир пла пр. 671 ртм «К-358», заместитель командира, начальник штаба 33 дпл 1 Флпл, в настоящее время заместитель начальника Военно-Морского института радиоэлектроники имени А.С. Попова.

 

Капитан 1 ранга Квасов Виктор Николаевич (в запасе), в должности старшего помощника командира корабля, в последующем командир 603 экипажа пла пр. 671ртмк, 1-й заместитель Главы Администрации ЗАТО г. Заозерск, в настоящее время работает в администрации ОАО Октябрьской железной дороги.

 

Капитан 1 ранга Ковалев Сергей Иванович (в запасе), в должности командира ЭМБЧ, в последующем заместитель начальника группы по ТО морских частей АРУ ФСБ РФ.

 

Капитан 1 ранга Ковалев Сергей Алексеевич, в должности командира МТБЧ, в последующем постоянный корреспондент редакции журнала «Морской сборник» на СФ, в настоящее время заместитель главного редактора журнала «Морской сборник».

 

Капитан 1 ранга Мечков Александр Федорович, в должности инженера ЭНГ, командира штурманской боевой части, в последующем флагманского штурмана 33дпл, в настоящее время начальник отдела оперативного управления штаба СФ.

 

Капитан 1 ранга Савченко Алексей Николаевич, в должности командира группы, командира боевой части связи, в последующем флагманского связиста 7 дпл 1 Флпл (11 Эскпл), в настоящее время начальник связи КолФлРС.

 

Капитан 1 ранга Сорока Сергей Владимирович, в должности командира группы, командира минно-торпедной боевой части, старшего помощника командира корабля, далее - командир пла пр. 671ртмк «Б-524», заместитель начальника штаба 33 дпл 1 ФлПЛ, старший офицер отдела подготовки подводных лодок управления боевой подготовки СФ

 

Капитан 1 ранга Трефилов Леонид Павлович, в должности командира ЭМБЧ, в последующем начальник отдела В и ЭВ 1 Флпл, в настоящее начальник В и ЭВ Заозерской базы подводных сил.

 

Капитан 1 ранга Филиппов Евгений Николаевич (в запасе), в должности старшего помощника командира корабля, в последующем командир пла пр. 671 ртмк «К-138», заместитель командира 33 дпл 1 Флпл, начальник отдела организационно-мобилизационного управления Главного Штаба ВМФ, после увольнения в запас- работает в коммерческих структурах, г. Москва..

 

11. Завершение истории ПЛА К—244 (Б-244)


В июне 1995 года корабль переведен в резерв 2-й категории по техническому состоянию

С 01 мая 1998 года экипаж ДГШ ВМФ от 22 января 1998 года № 730/1/Н47 переведен на штат ОФИ 64 военнослужащих.

С 01 сентября 1998 года директивой командующего Северным флотом от 01.07.1998г. № 32/3/Н351 пла Б-244 исключена из состава ВМФ, назначена к реализации через ОРВИ, именуется «экипаж большой атомной подводной лодки».

В этом скором уничтожении своими руками прекрасного непобеждённого врагами и морями корабля выразились перспективы Флота и состояние руководства государства.

«Сокращение» боевого состава Флота произошло за счет ещё не устаревших и далеко не отслуживших свой срок кораблей, - нуждавшихся в ремонте и не отремонтированных из-за острого дефицита средств, -«дефицита», возникшего в процессе «приватизации».

16 июня 2000 года корабль отбуксирован из гб. Западная Лица в гб. Ура, передан из состава 33 дпл 1 Флпл в 346 днпл отстоя Видяевского района базирования (приказ командующего Северным флотом от 07 июля 2000 года № Н179).

Буксировку осуществил мб «Секстан» с экипажем пла «Б-524» 33 дпл (командир капитан 1 ранга Бут Александр Павлович, старший на буксировке командир 33 дпл Герой России капитан 1 ранга Кузьмин Сергей Викторович).

 

С 01 июля 2000 года экипаж переведен на сокращенный штат 23 военнослужащих.

 

С мая по июль 2005 года произведена передача корабля экипажу ФГУП МП «Звездочка» (с 2007 года ОАО Центр судоремонта «Звездочка»). 15 июня 2005 года пла «Б-244» передана заводскому экипажу, командир - капитан - капитан-лейтенант запаса Щербина Сергей Евгеньевич. В июле 2005 года пла «Б-244» отбуксирована на акваторию ФГУП МП «Звездочка» в г. Северодвинск для последующей утилизации.

 

Экипаж пла «Б-244» расформирован с 01 октября 2005 года директивами Министра обороны РФ от 31 августа 2005 года № Д Н34, ГШ ВМФ от 16 ноября 2005 года № 730/1/Н807, НШ СФ от 08 декабря 2005 года № 34/1/Н846.

 

15 августа 2006 года закончена выгрузка активной зоны реакторов обоих бортов.

В ноябре 2006 года корабль заведен в ПД-52 для окончательной утилизации.

26 марта 2007 года сформирован 4-й отсек.

 

16 июня 2007 года «блок» «Б-244» прибыл к последнему причалу в гб. Сайда.

«Блок» нашего корабля занял своё место в последнем строю, на этот раз - среди десятков подобных ему «блоков», - останков других достойных кораблей.

 

Губа Сайда – место, где покоятся останки К-244.

Обновлено ( 20.10.2010 19:26 )  

Добавить комментарий